«Почти все руководители центрального петроградского братства – Александро-Невского – погибли. Те, кто пережил разгром, стали активными церковными деятелями – митрополит Иоанн (Вендланд), архиепископ Никон (Фомичев), архиепископ Михей (Хархаров) и оказывали влияние на последующие поколения», – подчеркнул он, говоря о непрерывности братской традиции. В этом ряду также стоит вспомнить митрополита Гурия (Егорова), архиепископа Михаила (Мудьюгина) и многих других [прим. ред.].
Сергей Фирсов напомнил, что создание братств после революции 1917 года стало ответом верующих на призыв патриарха Тихона (Беллавина) объединяться в духовные союзы для защиты церкви. «Церковь в параличе – говорили о церкви в XVII-XIX веках. Эти слова говорил Достоевский, за ним повторял Мережковский. Но наступил 1917-й год и оказалось, что не все потеряно, паралич неполный. И мирянскую жизнь, которую вроде бы задавила официальная церковность, оказалось возможным восстановить в чудовищных условиях беспрецедентных гонений», – добавил он.
Протоиерей Константин Костромин, кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургской духовной академии, подчеркнул, что ведущая роль в братствах принадлежала мирянам «при наличии священника как духовного лидера».
«Мы считаем, что явление православных братств стало одним из наиболее достойных ответов русской церкви и русского общества на вызов революции, как минимум, по двум причинам. Во-первых, лозунги революции действовали на разъединение общества, на усиление классовой борьбы, в то время как братства явили собой пример единения людей разных классов, сословий, положения, достатка. Во-вторых, революция действовала на понижение, русскому народу дали право на бесчестье, а братства собрали людей, которые готовы были стоять за святыни, противопоставляли разрушению силу своего святого воодушевления и собрали лучших людей общества», – сказала Юлия Балакшина, доктор филологических наук, председатель Свято-Петровского малого православного братства, учёный секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, затронув тему установки памятника православным братствам в год 100-летия революции.
«По той беспощадности, бескомпромиссности, с которой боролась советская власть с братствами, можно понять, насколько они были для нее вредны. Братские отношения были обличением советской власти, ее попыткам объединить людей на чуждых началах… Советской власти удалось обуздать даже официальные церковные структуры, а братства – нет, правда, ценой жизни многих членов братств», – добавил Дмитрий Гасак, первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, председатель Преображенского братства.
«Установка памятника – не только знак памяти и признания, но и покаяния перед лучшими людьми нашего народа, – заявил он. – И очень важно, что памятник устанавливается в Петербурге – городе не только трех революций, но и в городе, в котором был услышан призыв патриарха Тихона и где союз братских движений был флагманом для всей России».
«Братства действительно являлись формами церковной общественности, неформальными движениями, в которых главными были христианские, братские отношения между людьми – когда на приходе это было сделать невозможно... Поэтому мы считаем, что для современной церковной жизни возрождение такого рода союзов, где объединяются самые разные люди, очень важно», – сказал Дмитрий Гасак, говоря об актуальности создания братств в настоящее время.
Протоиерей Константин Костромин отметил,что «братство – укрепленная и более активная община, которая выходит за пределы одного прихода, охватывает часть города или город... Оно не обязательно должно иметь официальные юридические формы, может быть просто активным общественным движением». По его мнению, «мы переживаем период, сходный с тем, что был до 1917 года», поэтому одни братства создаются для реализации разных общественных проектов (например, издательских), в то время как другие – например, Свято-Петровское малое православное братство – представляют собой «в большей степени церковное общественное движение и компенсируют недостаток общественной жизни православных христиан» в каком-либо городе. Деятельность братств в какой-то степени дополняет деятельность церковной администрации, «чтобы жизнь в церкви не сводилась к официальным заявлениям и встречам, но была бы интересной для самих прихожан и свидетельствовала, что церковь жива», сказал он.
Анатолий Разумов, кандидат исторических наук, директор центра «Возвращенные Имена» при Российской Национальной библиотеке, составитель «Ленинградского мартиролога», отвечая на вопрос об уместности установки памятника на Левашовском мемориальном кладбище напомнил, что оно являлось спецмогильником НКВД, который был создан летом 1937 года в связи с началом Большого террора, за полтора года которого в России было расстреляно около 700 тысяч человек, верующих и неверующих, а в Ленинградской области – около 45 тысяч. «Такие спецобъекты вероятнее всего по единому плану были созданы при каждом административном центре СССР для выполнения расстрельных планов, котор
ые были спущены партией и правительством на места», – пояснил он.
В завершение пресс-конференции Юлия Балакшина рассказала, что памятник будет включать в себя мозаичную вставку с христианской символикой, а плиты, на которых будут перечислены названия братств, члены которых пострадали в годы советских репрессий и имена братчиков. Список имен, не упомянутых на плитах памятника, будет оформлен в виде синодика и передан в храм, который вскоре будет открыт вблизи Левашовского кладбища.
Открытие памятника состоится 28 октября в 14:00, в преддверии Всероссийского дня памяти жертв политических репрессий и официального открытия в Москве монумента «Стена скорби» на Левашовском мемориальном кладбище под Петербургом. Памятник устанавливается по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия к 100-летию возрождения братского движения в России. Освящение совершит епископ Кронштадтский Назарий, викарий Санкт-Петербургской епархии.
Новый монумент увековечит память членов православных братств, некоторые из которых предположительно захоронены на Левашовском кладбище. Реальные места захоронений в большинстве случаев установить практически невозможно – многие погибли в ссылках и лагерях, многие были расстреляны с сотнями других жертв и погребены в братских могилах.
В программе открытия:
- рассказ об истории братств в Петрограде (в автобусе)
- освящение памятника
- заупокойная лития по членам православных братств, пострадавшим в годы советских репрессий
- экскурсия по Левашовскому кладбищу
- поминальная трапеза
Отправление автобуса к Левашовскому кладбищу от ст. м. Озерки в 12:30. Места в автобусе просьба зарезервировать по тел. +7 (931) 357 75 29. Рекомендуемое пожертвование за проезд в обе стороны 300 руб. Проезд для прессы бесплатный, резервирование мест обязательно.
Проект осуществлен силами православного Преображенского братства на частные пожертвования и средства фонда «Православная инициатива» в рамках Акции национального покаяния.
Автор эскизного проекта и главного украшения памятника – мозаичной вставки – художник Елена Александрова, архитектор проекта – Инга Вержбицкая. Подробнее о проекте: bratstvaspb.ru. Контактный телефон +7 (963) 316 39 81.
Анастасия Наконечная, Дарья Макеева
Фото Елизаветы Дмитриевой, Игоря Хмылева
Для справки
В следующем году, 1 февраля, исполняется 100 лет с момента призыва патриарха Тихона (Беллавина) к верующим Православной Российской церкви образовывать духовные союзы, «которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления». Многие верующие вдохновились этим призывом и начали создавать общины и братства (традиционные формы жизни в православной церкви) для защиты Церкви. Одним из первых в Петрограде в феврале 1918 г. появилось Братство по защите святынь Александро-Невской лавры.
К 1922 году в Петрограде существовало более 30 православных братств, активно противостоявших советским гонениям на верующих. Братство по защите святынь Александро-Невской лавры отстояло Лавру от посягательств большевиков; Спасское братство устраивало в голодном Петрограде благотворительные обеды; члены Александро-Невского, Екатерининского, Андреевского и многих других православных братств помогали репрессированным заключенным; работали в больницах и детских домах; поддерживали уникальный Богословский институт; проводили с верующими беседы и лекции, а с детьми – занятия по Закону Божьему, отмененные в советских школах. Самоотверженную деятельность членов братств смогли прервать только аресты, ссылки, расстрелы.
Сегодня в России нет ни одного памятного знака в честь братств, которые внесли огромный вклад в дело укрепления Церкви и защиты достоинства и права каждого человека на свободу слова и вероисповедания.