«Вы живете при коммунизме!», «Куда же нам идти?», «Где правда?» – вопросы о нашей жизни, вырывавшиеся из падающих, как тяжелые гири, поэтических строк о революционных событиях столетней давности, попадали в самую точку. Мы сидели в зале петербургской киностудии «Лендок» и слушали о том безумии, которое происходило совсем рядом – на Петроградской, у мечети, на Выборгской стороне… Стреляли, грабили, упивались водкой… Как случилось, что этот безумный заблудившийся трамвай из стихотворения Гумилева уже не остановить?
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
Да и где тот вагоновожатый, который смог бы это сделать? Где тот вокзал, на котором можно купить билет в «Индию Духа»? Увы, с Россией происходит нечто обратное:
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят – зеленная, – знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
Размышляя о необходимости покаяния сегодня, отец Георгий продолжил: «Наш город – величайшая недоработка прежней власти. Им нужно было его уничтожить со всеми пригородами – Царским Селом, Павловском, Петергофом, Ораниенбаумом, чтобы никто не помнил, какой может быть Россия. Ведь нет ничего страшнее, чем современная руинизация в виде развития городской инфраструктуры – Россия уничтожена сейчас почти везде. Надо признать, что в ХХ веке Россия потерпела и геополитическое, и культурно-религиозное поражение».
«Казалось бы, как естественно и просто христианину признать свое поражение – ведь это и есть покаяние! Грешен – значит, могу стать лучше. Но слов о покаянии не раздается почти нигде в нашей стране сейчас. А раз так – не покаявшиеся грешники обречены творить свои грехи вновь. Но не надо печалиться. Когда мы переживем это поражение, мы станем ближе ко Христу. Я желаю всем нам, чтобы нынешний вечер стимулировал наше покаяние, только ни в коем случае не его имитацию, а глубокое, личное, сердечное, экзистенциальное покаяние. Даст Бог, тогда не в России вообще, а в конкретной жизни тех, кто собрался тут, что-то будет меняться», – завершил свое слово отец Георгий.
Неожиданно на фоне творчества ХХ века – и музыки Кнайфеля, и стихов из спектакля – зазвучали произведения Баха, Вивальди, Оттетера, Мари из XVII века. Поначалу показалось, что барочная музыка – совсем не то, что должно быть после такого спектакля. Но нет – сидевшие на сцене, сплошь усыпанной революционными газетами, символизирующими крушение России, музыканты играли на старинных инструментах, и это звучало абсолютно современно: да, катастрофа случилась, наша страна пала, но даже сквозь асфальт порой прорастают цветы. Завершилась эта часть вечера прелюдией Баха фа-минор, под которую главный герой фильма «Солярис» возвращается в отчий дом и, напоминая о блудном сыне Рембрандта, становится перед отцом на колени.По окончании обязательной программы совсем немного, но все же удалось обсудить увиденное и услышанное. Режиссер и актеры, специально приехавшие в Петербург ради спектакля, протоиерей Георгий Митрофанов и все желающие высказывали свое отношение ко всему, что происходило с нами в ХХ веке. Особенно интересно было услышать актеров – тех, кто узнал об Акции национального покаяния непосредственно в связи с работой над этим спектаклем.
Завершая вечер, его ведущая и автор сценария спектакля Юлия Балакшина вспомнила о том, что один из первых подобных концертов-размышлений проходил в этом же зале в начале года: «Есть что-то неслучайное в том, что мы собираемся. Мне видится, что сегодня к нам был обращен вопрос: “Как жить, не уходя от истории, не забывая тех вопросов, которые она ставит, и в то же время не терять вертикали, устремленности к смыслу, находящемуся за пределами сегодняшнего дня?” Акция национального покаяния, в рамках которой проходил наш концерт, называется “Имеющие надежду”. Потому что именно покаяние, очищая сердце, дает нам по-настоящему исцелиться от ран и своей жизни, и ран истории, которые нам приходится подчас очень трудно нести в своей судьбе. Хочется думать, что об этой надежде говорили и прозвучавшие сегодня произведения – о том, что Свет во тьме светит и тьма не объяла его».Анастасия Наконечная
Фото Сергея Туманова