Третий выпуск брошюры «В ком сердце есть, тот должен слышать время…» подготовлен группой по развитию церковно-общественных инициатив Преображенского братства в год 100-летия революции в России.
Сто лет назад на российской земле произошла катастрофа, последствия которой не осознаны и не изжиты поныне. Были уничтожены миллионы людей. Вслед за бессмысленным и безобразным бунтом первых месяцев революции началось планомерное и продуманное истребление всех, кто не хотел принять новую идеологию. Был сломлен хребет русского народа. Разрушение веры в Бога, попрание святынь, право на бесчестие осквернили его душу. Классовая война, поиск врагов поселили в нас недружелюбие и разобщённость, неумение отвечать за свою землю, лишили сознания единства исторической судьбы, разучили качественно и красиво трудиться. Постоянное насилие, неспособность противостоять злу привели к утрате мужества и достоинства.
Была разорена великая русская культура. Произошёл крах политической, экономической гражданской самобытности, были проданы за рубеж величайшие художественные ценности, русский язык утратил живую созидательную энергию, постоянный идеологический контроль над людьми свободного творчества привёл к подрыву творческого начала.
Была пленена Русская православная церковь, которая до сих пор не может освободиться от тотального стремления государства контролировать её жизнь извне и изнутри.
Русская катастрофа ХХ века – явление не только исторической, но и духовной жизни народа. А значит размышление о путях её преодоления ставит перед нами вопрос о покаянии. А.И. Солженицын в статье «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни» писал: «Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост». Составители брошюры, используя слово «покаяние», также полагают, что ответом на «вызов революции» может стать признание ошибки, а значит вслед за этим изменение сознания и пути жизни каждым из нас лично и всем народом. Покаяние – это не оборачивание назад, а явление нового, реальный шаг в будущее, которое невозможно созидать без очищения глубинных оснований жизни страны и народа.
В настоящий сборник собраны размышления богословов, философов, церковных и светских историков о природе, духовном смысле, плодах и примерах общенародного, национального и общественного покаяния в истории России и Европы.
Издание осуществляется в рамках неполитической инициативы Преображенского братства «Акция национального покаяния “Имеющие надежду”».
От составителей • 3
Свящ. Георгий Кочетков. Покаяние невозможно без надежды. Проповедь после праздничной Вечерни 3 сентября 2016 года • 5
О традиции соборного покаяния в православной церкви
Ю.В. Балакшина. Кто и в чём может каяться от лица народа • 14
В.И. Лавренов. Покаяние — это движение, направленное в будущее • 18
В.Ф. Волкова. О Чине всенародного покаяния • 21
К.П. Обозный. Дни народного покаяния осенью 1920-го • 31
Деятели русской эмиграции о покаянии • 34
В чём нам каяться?
Н.Н. Неплюев В чём покаяться. Отрывок из книги «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора» • 44
Прот. Георгий Митрофанов. О двоеверии, двоедушии и праве на бесчестье • 55
К.М. Александров. Мифология Октября: краткий курс • 64
Ф.В. Разумовский. Русская революция требует другой формулы • 76
«Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф 3:8)
Д.С. Гасак. Что такое покаяние в церковном понимании (личное и общественное) • 98
О.А. Седакова. Выход из пещеры. Начало ненового человека • 107
О.А. Седакова. О покаянии и раскаянии •114
Свящ. Манфред Дезелерс. Где же был Бог в Освенциме?•128
А.И. Солженицын Раскаяние и самоограничение. Фрагменты статьи •152