125 лет жизни братства

01 мая 2015
Многие ли сегодня знают о братстве, основанном русским православным священником 125 лет назад и существующем до сих пор?

Дождь. Обычная питерская погода. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры в середине буднего дня почти никого. У старой могилы с новым гранитным крестом – небольшая группа людей. На кресте надпись: «Протоиерей Алексий Мальцев. Пастырь, богослов, миссионер, благотворитель. 26 марта 1854 – 28 апреля 1915». Служат панихиду. Один человек стоит без зонта, с непокрытой головой. Это Дмитрий Рар, председатель Свято-Князь-Владимирского братства, приехавший в Петербург на полдня, чтобы здесь помолиться. Место проживания Дмитрия Рара – Германия, Франкфурт.

Благотворительность по-русски

Многие ли сегодня знают о братстве, основанном русским православным священником 125 лет назад и существующем до сих пор? По всей видимости, это старейшее из русских братств, не прекращавших свою деятельность на протяжении всего этого времени, разве что за исключением нескольких послереволюционных лет.

Свято-Князь-Владимирское православное братство основано 10 апреля (29 марта по ст. ст.) 1890 года в Берлине при русском посольстве протоиереем Алексием Мальцевым.

И хотя карьера Алексея Мальцева, сына ярославского священника, была предопределена его происхождением – церковно-приходская школа, духовное училище, Ярославская духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия, магистерская степень и должность преподавателя в духовных и светских учебных заведениях столицы, – однако свое призвание он нашел именно в Берлине.

Сегодня мы с трудом можем представить ситуацию, когда люди, выехавшие из России, разорившись, обращаются в русское посольство с просьбой о материальной помощи и возможности возвратиться на родину. А в конце XIX века такие случаи в Берлине происходили постоянно, так что новый священник при посольском храме довольно быстро добился разрешения на создание благотворительного братства.

Братство взял под свое покровительство великий князь Владимир Александрович (брат императора Александра III). Среди членов Братства были святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский, равноапостольный Николай Японский, священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) (при вступлении в Братство экзарх Грузии и архиепископ Карталинский и Кахетинский, позже митрополит Киевский), преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, королева Вюртембергская Ольга Николаевна (дочь Николая I), великий князь Михаил Александрович (брат императора Николая II), великие князья Алексей Александрович,  Сергей Александрович,  Павел Александрович,  Георгий Михайлович,  Михаил Михайлович, принцесса Альтенбургская и герцогиня Мекленбургская Елена Георгиевна,  композитор и дирижер А. Г. Рубинштейн и др.

Братство помогало не только нуждающимся российским подданным любого христианского исповедания, но и православным христианам любой национальности. Для этой цели под Берлином в городе Тегеле оно создало братский дом с мастерскими, садоводством и типографией, где нуждающиеся могли жить и своим трудом заработать деньги на возвращение в Россию, «не теряя лицо и достоинство». При Доме находились также русская библиотека и музей русской культуры. Напротив дома было устроено братское кладбище, а в 1894 году - сооружен кладбищенский храм во имя святых Константина и Елены.

Храмы и богослужение

Постепенно Братство взяло на себя задачу сооружения православных храмов там, где в этом была нужда: храм Всех Святых в Бад-Гомбурге (1899 г.), храм преп. Сергия Радонежского в Бад-Киссингене (1901 г.), храм св. Архистратига Божьего Михаила в Гёрберсдорфе (ныне — Соколовско) (1901 г.), домовую церковь св. Николая Чудотворца в Гамбурге (1901 г.), храм св Иннокентия Иркутского и преп. Серафима Саровского в Бад-Наугейме (1908 г.), прицерковный дом в Бад-Гомбурге (1911 г.), а также домовые церкви в Бад-Брюккенау (1908 г.), Бад-Вильдунгене (1912 г.) и Данциге (ныне — Гданьск) (1913 г.). Планировался собор св. Андрея Первозванного в самом Берлине.

Но благотворительная деятельность Братства охватывала не только Германию: оно помогало пострадавшим от неурожая, а также инвалидам и сиротам в России, отправляло посылки русским военнопленным в Японии и т.п.

Формально отец Алексий не был председателем Братства, так как по уставу эту должность занимал русский посол в Германии, однако де-факто всей деятельностью Братства, включая ведение обширной бухгалтерии, заведовал сам отец Алексий, будучи формально всего лишь казначеем и затем секретарем.

Благотворительной помощью деятельность отца Алексия далеко не ограничивалась. Например, он переводил православное богослужение на немецкий язык: тексты литургии, всенощного бдения, служебник, Постная и Цветная триодь, некоторые молитвы из часослова, месяцеслов, октоих, Великий канон Андрея Критского, чины погребения и др. Это не только помогало понимать службу потомкам русских эмигрантов, но и привлекало в Церковь немцев: при жизни отца Алексия немало коренных немцев приняли православие и стали прихожанами его храма. До сих пор его труды остаются основой для более современных переводов.

Признание

Несмотря на то, что отец Алексий жил в Германии, он был хорошо известен в России и во всем мире. Он был почетным членом Петербургской, Московской и Казанской духовных академий, Русского Палестинского общества, Общества православных соединенных братств Нью-Йоркского округа, Королевско-греческого Археологического общества, Королевско-сербского общества св. Саввы и др., а в 1898 году вместе с детьми был возведён в потомственное дворянство. В 1906 году отец Алексий участвовал в Предсоборном Присутствии, готовившем вопросы для обсуждения на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

Интересен такой случай из жизни отца Алексия. В 1907 году его пригласили стать преемником архиепископа Алеутского Тихона (Беллавина), будущего патриарха, в Америке, причём в его случае Синод даже не настаивал на пострижении в монашество. Однако отец Алексий отказался от этого предложения, сказав, что не может оставить Братство и свое служение в Германии.

Из Германии ему пришлось уехать совсем по иным причинам: в начале августа 1914 года, с первых дней вступления России в первую мировую войну, отец Алексий был вынужден вернуться на родину. Многие члены братства, которых в то время было около двух тысяч человек, также оказались в России. В Москве отец Алексий надеялся продолжить издание переводов богослужения и братского журнала «Церковная Правда», однако в России он не прожил и года. Он был болен диабетом, и в ночь с 15 на 16 апреля 1915 года (по новому стилю – с 28 на 29 апреля) отец Алексий отошел ко Господу.

Долгое время место захоронения отца Алексия было неизвестно членам братства. Несколько лет назад ее обнаружили студенты Санкт-Петербургской семинарии. Сейчас могила на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Петербурга восстановлена силами братства.

Возрождение в трудные времена

Казалось бы, Братству суждено было исчезнуть, тем более что большая часть его членов, оказавшись на родине, вскоре подверглась репрессиям со стороны советской власти. Но некоторым из них удалось спастись. Оказавшись в Берлине, они возобновили деятельность Братства, а в 1923 году даже зарегистрировали его как юридическое лицо.

Несмотря на то, что на благотворительную деятельность средств теперь не хватало, Братство в течение десятилетий находило возможность содержать все свои храмы и даже устроило в 1921 году барачное общежитие для русских солдат-инвалидов. Позднее, в 1938 году, на братском кладбище был устроен памятник «Верным сынам великой России» в память погибшим воинам Первой мировой войны и Гражданской войны.

Затем некоторые братские храмы пришлось закрыть, а братский дом – продать. Но и сейчас Братство оказывает благотворительную помощь, правда, теперь не русским в Германии, а русским в России, где нужда в помощи гораздо больше. С 2008 года по поручению российского посольства в Берлине Братству заботится о старых русских памятниках и захоронениях на территории всей Германии.

Сейчас в Братстве 56 членов, принадлежащих к РПЦЗ, РПЦ и Польской Православной Церкви, трое из них проживают в Петербурге.

Анастасия Наконечная
конец!