Братья и сестры Александро-Невского братства, основанного в Петрограде в 1918 году, с особым трепетом праздновали 1 февраля - день, который они так и называли: день рождения Братства. В этот день все братья и сестры искали возможность участвовать в совместной Евхаристии, желая достичь наиболее глубокого единства с Богом и друг с другом. В память об этой дате мы публикуем два письма епископа Иннокентия (Тихонова), одного из основателей и руководителей Братства, в которых он поздравляет Братство и говорит о главных его задачах.
Письма написаны из ссылки, к которой владыку Иннокентия вместе с двумя другими основателями и руководителями Братства приговорили по "Делу православных братств" в сентябре 1922 года. Одним из пунктов обвинения епископа Иннокентия как главного обвиняемого было то, что он "организовал братство в Лавре" и проводил беседы на религиозные темы. Еще одной "виной" владыки было его открытое противостояние обновленцам, вступившим в прямое сотрудничество с властью ради раскола церкви.
Членов Александро-Невского братства в своих письмах епископ Иннокентий называет Успенскими, а иногда - семьей Успенской: Крестовый храм Александро-Невской лавры, куда пригласил братство митрополит Вениамин (Казанский), был основан в честь Успения Божьей Матери.
Первое публикуемое письмо обращено сразу к двум братствам - Александро-Невскому (Успенским) и Спасскому (Спасским). Еще до ареста своих руководителей (руководитель Спасского иеромонах Мануил (Лемешевский) братства также проходил по "делу братств", но был отпущен через месяц после ареста в связи с недоказанностью вины) члены обоих братств иногда собирались на совместные богослужения то в Никольском храме, в котором молилось Спасское братство, то в Крестовом храме Александро-Невской лавры. После того, как лавра была занята обновленцами, отец Мануил пригласил братьев и сестер из Александро-Невского братства в Никольский храм, куда они и ходили более полугода. Впоследствии члены Александро-Невского братства молились и в других храмах города.
Письма передают удивительно теплые и по-настоящему братские отношения между архиепископом и мирянами, входившими в одно Братство. Владыка Иннокентий горячо молится о братчиках и не стесняется просить их ответных молитв, признаваясь в том, что ослабевает духом вдали от них. Со многими из них он переписывается лично: в публикуемом письме он упоминает о семидесяти написанных письмах, а несколькими неделями раньше говорит о ста пятидесяти.
В своих письмах владыка Иннокентий часто говорит о ценности братской жизни, одновременно предостерегая своих братьев и сестер от опасностей, окружающих их в трудных условиях жизни в безбожном государстве. Неслучайно в письме, написанном ко дню рождения Братства, столько внимания уделяется вопросу об опасности обновленческого раскола.
После архангельской ссылки владыка Иннокентий пережил еще три ареста, пробыв в общей сложности девять лет в лагерях и ссылках. В 1937 году, за полгода до своего последнего ареста, архиепископ Иннокентий прибыл на место своего последнего служения в Винницу. Там он собирал духовенство, призывая "не сидеть сложа руки", а "напоминать людям, что есть Бог". 29 ноября 1937 года архиепископ Иннокентий (Тихонов) был расстрелян. В 2015 году владыка прославлен Украинской православной церковью и вошёл в состав Собора Винницких святых с титулом архиепископа Винницкого.
Письмо первое
Успенским и Спасским всем вместе
Дорогие мои, милые сердцу моему,
братья и сестры по благодати Божией!
Мир вам и благословение Божие.
Не прекращается наше общение милостью Божией. Опять имею возможность послать вам привет.
Уповаю, что вы по-прежнему стоите твердо в благодати церковной жизни, в Братстве. Господь да вразумит Вас всех возгревать этот священный дар, многими еще по достоинству неоцененный.
Умиляюсь и радуюсь, что не прекращается Ваше усердие к благолепию храма Божия, лучшее убранство коего есть наше богослужение по церковному уставу. Господь да откроет вам в нем великую радость.
По Вашим молитвам Господь дал мне утешиться благолепною, хотя и неуставною службою на Рождество Христово и возглавлять ее здесь в Михайловском монастыре, о чем, надеюсь, расскажет вам очевидец.
Приветствую Успенских с грядущим днем рождения [1], который готовятся они праздновать уже в 5‑й раз. Да даст им Господь еще многие пяти- и десятилетия существовать во славу Своего Святого Имени. Постараюсь в сей священный и для меня день приступить к трапезе Господней в чаянии духовно наиближайше соединиться с Вами.
То, что Успенские празднуют уже в пятый раз день своего рождения, представляется мне знаком особой милости Божией.
Простите, дорогие мои. Прошу св. молитв Ваших обо мне, чтобы Господь сохранил меня в милости Своей, в мире и безсоблазнстве.
Поцелуйте от меня детей, около вас питающихся духовно. Да возрастит их Господь в благодати Своей.
С братской о Христе любовию
Ваш ИННОКЕНТИЙ, ЕП. ЛАДОЖСКИЙ
Архангельск, 28 декабря, ст. стиля, 1922 г.
Пастырей Ваших боголюбезных, отцов Мануила и Варлаама, приветствую, да укрепит их Господь в их подвиге.
Надеюсь, что достойно почитаете Вы их подвиг, который несут они ради Вас по любви к Подвигоположнику нашему Господу Иисусу Христу. Прошу оказывать им всякое почитание и послушание, чтобы ничем не увеличить тяжесть их креста. Помните, по святому Евангелию, подвиг Симона Киринейского, облегчившего немного подвиг Господа на Его крестном пути. Молю Вас уподобиться сему человеку и по возможности облегчить страстной путь тем, кто служит Вам во имя Христово, чтобы никогда никого из них не огорчать и — сохрани Господь — не заставить пожалеть, что несут ради вас подвижнический труд пастырства.
Целую их страдания и прошу молитв о мне немощном, удаленном от тяжелого подвига святительского служения на указанном мне от святой Церкви месте.
Е. И.
Письмо второе
Возлюбленные о Христе Иисусе братья и сестры!
Еще раз имею радость приветствовать Вас!
Мир Вам и благословение Божие!
Сорадуюсь вам, празднующим пятилетнюю годовщину с того дня, когда любовь христианская молитвами святого благоверного князя Александра Невского чрез видимое усердие Владыки Прокопия взаимно сблизила нас.
Так ли я думал приветствовать вас в этот святый день?
Да будет воля Божия и в обстоятельствах нашей жизни.
Изгнанный, верую ради Христа Иисуса (хотя я и грешен и недостоин носить за Него поношение), прошу и умоляю Вас еще раз восчувствовать и оценить благодать братской во Христе Иисусе жизни и хранить ее, как святыню, а затем крепко испытать себя — в вере ли вы… [2]
В жизни духовной обычно соблазн, преткновение и пагуба приходят в таком виде, что их не сразу узнаешь. Они приходят тогда, когда говорят: мир и безопасность [3].
«Блюдите, како опасно ходите, испытывайте сами себя».
Мы познакомились с вами у стен Лавры, у ее святыни, вдохновленные общею любовью к святому Покровителю ея.
И что же? О, скорбь!
Святая Лавра, где она?
Во все века славилось монашество именно тем, что соблюдало Православие во всей его чистоте. Помню, в одном из патериков есть рассказ, в котором ясно выражен характер нашего православного иночества. Простите, книг нет под руками, привожу неточно. Одного монаха забрасывают укоризнами, справедливость коих он по смирению признает. «Ты лжец». — «Да». — «Ты вор». — «Правда». — «Ты сребролюбец». — «Воистину. — «Ты прелюбодей». — «Да». — «Ты еретик», — наконец говорят ему. «Нет», — решительно заявляет он.
Смотрите, в лице одного инока — изображение всего православного монашества. Оно сознает свои грехи и недостатки, оно признает, что соделало все грехи мира, но заявляет, что оно неповинно в одном — в намеренном искажении христианской истины. И действительно, много раз монашество вело героическую борьбу, борьбу тяжелую до крови, за догматы православия. И люди, чуткие к судьбам Церкви, многое прощали монашеству, надеясь, что оно в одном важнейшем не погрешило — в хранении церковной истины. И не ошиблись — монашество хранило дух церковный и, веруем, и сейчас хранит его.
Но что верно в отношении всего монашества, то может не оправдаться по отношению к отдельным монахам и даже обителям. И нам пришлось увидеть, что пала наша церковная твердыня и тогда, когда ее никто к тому не принуждал, когда почти вся епархия осталась православной.
И все это потому, что «спасали живые силы Церкви» [4] и Ее материальное достояние — стены, здания, колокола.
Какая ошибка!
И я мистически понимаю удаление от нас тех немногих останков тела святого Александра Невского, какие мы имели в Лавре. Не место находиться такой святыне там, где отступили от главнейшей святыни христианства — от святой веры.
Я знаю, что содрогнутся многие, слушая настоящие мои строки, многие и осудят меня, думая, что я скажу: «смотрите, это вот они какие малодушные, а мы не таковы».
Нет, друзья мои, это я говорю именно не к превозношению, но к тому, чтобы показать, как осторожны должны быть мы, слишком юные, слишком порывистые, мало сведущие. У нас ничего нет. Все Божие. Просить Его будем, чтоб не попустил нас впасть в искушение, но избавил нас от лукавого.
«Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится: смирим себя пред Богом» [5], — возглашал я сегодня, как канонарх в Михайловском монастыре. Отвечал мне хор, пели монахини — и мне, как всегда, казалось, что я стою перед Вами и Вам говорю эти слова и Вы согласным хором мне на них отвечаете.
Под впечатлением их-то пишу Вам.
Каждый раз в течение четырех лет (с 1919 по 1922 год включительно) я неизменно канонаршил эти стихиры, с трепетом, полагая начало Постной Триоди. И теперь мне хочется сказать Вам о том же в письме, так как не имею возможности слышать Вас и быть Вами услышанным в непосредственном общении.
Следите за мыслью Церкви. Целых четыре Недели [6] и две седмицы поста (мясопустная [7] и 1‑я поста) идут до момента торжественного причащения святых Таин и с этим временем связана целая цепь ярких, сокрушенных, покаянных мыслей, образов и созерцаний.
Мысль и сознание кающегося проникнет в эти дни во все уголки нашей греховной жизни, отыщет и осудит мельчайшие грехи, оскверняющие жизнь человеческую. В великом каноне первых 4‑х дней поста еще раз осудит себя душа человеческая. В пяток она повергнет себя пред вратами покаяния, оттуда изойдет на суд и милость Божию и обретет оправдание, благодать Его и помощь [8].
В субботу, убеленные Таинством, в благодатном трепете причастия от Безсмертной Трапезы, уготованной страннолюбием [9] Владычним получаем первый отдых на постном пути великое зрелище Церкви в Ее Православии, с Ее Богопреданным учением, воспринятом нами от Святых Отцов.
«Верую во Едину, Святую, Соборную (по-гречески «кафолическую») и Апостольскую Церковь», — воспоете Вы.
Вот уже первая награда за сокрушение и смирение. Смиритесь, очиститесь покаянием, имейте таинство веры.
«Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И Вы узрите Бога, Коего по всей вселенной исповедует Святая Церковь.
Дети мои, храните эту веру более всего, все отдайте, всем пожертвуйте, от всего откажитесь, а эту веру храните, как святыню, выше коей у нас ничего нет.
Пишу это вам именно потому, что не раскол только вижу я у «них» [10], но ересь, злую ересь неверия в Церковь как в столп и утверждение истины [11], искажение Лика Христова, полное обезличение и оземление Его Божественного учения. И наиболее последовательные из них ушли далеко за те пределы, какие намечались в мае и в июне 1922 года, ушли далеко, перегнали их и граничат теперь с чисто протестантскими учениями, а некоторые ветви — и с полным неверием.
И боюсь я за вас, зная, как легко прельстить и обмануть наших немощных в вере и неглубоких, хотя и добрых и христиански настроенных простецов. «Они догматов не касаются», говорят, «богослужение не изменяют и архиереи у них есть; Иоанна Альбинского двое посвящали — Антонин и Леонид — епископы старого поставления». Свято дело, значит, они «епископы непременно», то есть Альбинский, и прочие «непосвященные».
О святая простота! — хочется закричать.
Да кто же из еретиков когда-нибудь заявлял, что он догматов касается? Всегда все еретики говорили, что они православные, «Богослужение не изменяют». Как будто святые Василий Великий и Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и другие не изменяли богослужение? Богослужение не догмат. Оно может быть изменяемо по законам церковной власти.
«Архиереи у них законные, правильными епископами посвященные».
Вот сейчас здесь два епископа. Я, грешный Иннокентий, и другой преосвященный, Илларион [12], Епископ Верейский, викарий Московской епархии — оба архиереи старого поставления, в благодати которых никто не сомневается. Вот и представьте себе, что мы, никому ни слова не говоря, возьмем да рукоположим архиерея куда-нибудь, например, в Новгород. Будет архиереем нами посвященный человек? По логике тех — будет архиереем, ибо такова была и совершаемая ими хиротония в Духов день.
А я говорю вам: нет и нет, потому что 1) он никем не избран и не назначен законной властью, 2) мы беззаконно действовали [бы], не имея никаких прав и полномочий и 3) хиротония, совершенная нами, не священнодействие, а кощунство, рассчитанное на тех, кто ничего не понимает и кого легко обмануть. Священна не только хиротония, священно и само избрание народом Божиим или собором иерархов. Хиротония есть лишь священнодейственная печать на избранных церковью.
Вот, братья и сестры, мое вам исповедание по поводу главнейших соблазнов, лежащих на падение и восстание многих из Вас.
Да поможет вам Господь утвердиться в правой вере, которую содержит Церковь. Вспоминайте кондак Святым Отцам — хранителям и учителям Христовой веры. Найдете его в Триоди Цветной в неделю Никейских отцов, затем в минее под 16 июня.
Приведу Вам его в своем русском переводе:
Проповедь Апостолов и догматы Отцов
Единую веру утвердили для Церкви.
Для Церкви, которая облечена в одежду истины,
Вытканную из богословия свыше.
Посему она и преподает, и прославляет великое таинство благочестия. Об этой Церкви я постоянно говорю и повторяю Вам. О Церкви, в которой Вы соединены таинственно в крещении и евхаристии и видимо — постоянным мирным настроением своим через Братство Ваше.
«Возлюбите его» — (Святой Петр Апостол [13]) и храните — прошу и умоляю Вас. Больше ничего сказать Вам не имею. Целуйте от моего имени наших собратий возлюбленных, наших любезных хозяев Спасских, с которыми Вы теперь делите и радость, и скорбь. Да хранит Господь их в мире и благополучии во славу Свою.
Привет и благодарность за подвиг батюшкам Вашим. Имейте их во всяком уважении и почтении и внимании. Не хочу думать и слышать, что Вы чем-нибудь огорчаете их. Поминайте наставников Ваших, преподававших Вам слово истины [14]. И, во первых, Владыку нашего [15], о котором знаем мы одно — горяча и дерзновенна и действенна его молитва за нас, недостойных. Поминайте и молитесь и за другого владыку — Прокопия [16], вдохновенное слово которого доселе звучит в наших сердцах, за отцов Гурия и Льва, пьющих горькую чашу заключения и изгнания и за всех послуживших Вам. Помолитесь за меня недостойного, ленивого и грешного, дорогие мои.
Живу я далеко от Вас, от своего дела, живу в мирской обстановке: все здесь не так, как я привык. И ослабеваю духом, близок к унынию и скорби, не яже по Бозе, Который ведь всегда с нами. Простите меня те, кому не смог ответить особо. Сил физических не хватает. Смотрите, как плохо пишу, уже рука плохо действует и голова болит. Написал уже около 70 писем, скоро еще напишу. Прошу еще раз Ваших молитв и Братского благословения.
Во Святей Троице славимый и поклоняемый Господь Бог наш, молитвами Пречистыя Владычицы Нашея и Приснодевы Марии, и во Успении Своем нас не оставляющей, предстательством честнаго Архистратига Михаила и прочих с ним Небесных Сил бесплотных, молитвами иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца, преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, святого благоверного князя Александра Невского, иже во святых отца нашего Тихона епископа Воронежского и Задонского чудотворца, покровителей наших, преподобных отец наших Зосимы и Савватия, Германа и Иринарха и прочих с ними Соловецких чудотворцев, Трифона Печенгского, Антония Сийского, Никодима Кожеезерского, Иова Ущельского, Вассиана и Ионы Пертоминских, Иоанна и Лонгина Яренгских, святаго и праведного Артемия Веркольского, и всех Архангельской области угодников, и всех святых в земле Российской просиявших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец, аминь.
С братской о Христе любовью
Ваш ИННОКЕНТИЙ, ЕПИСКОП ЛАДОЖСКИЙ
Архангельск
14–27 января 1923 г.
Суббота мытаря и фарисея
Материал подготовила Анастасия Наконечная
Письма публикуются по книге: Зегжда С.А. Александро-Невское братство. Издательский дом «Новости МИРА». 2009.
[1] День основания Братства 19.01.1918 г. по ст. ст. Эта сноска, набранная курсивом, сделана Н. С. Чистоткиной в той тетради, которую она передала владыке Гурию в 1950 году. Он, перепечатывая письма, видимо, из осторожности, эту сноску не поместил. Тетрадь эта, слава Богу, сохранилась (Здесь и далее - примечания из книги С.А.Зегжды).
[2] Здесь владыка Иннокентий строит свою мысль на словах апостола Павла: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы» (2 Кор 13:5).
[3] Владыка Иннокентий говорит здесь и далее о том, как коварно вошла в то время в Александру-Невскую лавру обновленческая ересь.
[4] Видимо, братчицы, приезжавшие поздравить владыку Иннокентия с днем Ангела, привезли ему тогда под большим секретом копию письма‑завещания митрополита Вениамина. И он здесь мысль священномученика: «Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся пастырей (разумею Платонова) — надо хранить живые силы», — цитирует, и потому заключает в кавычки.
[5] Постная Триодь — одна из самых любимых книг владыки Иннокентия — начинается этой молитвой. Это — первые слова первой стихиры на «Господи воззвах» в Неделю мытаря и фарисея.
[6] День воскресный в Триоди и в других церковных книгах называется Неделей.
[7] Седмицу мясопустную принято называть масленицей и не считать ее седмицей воздержания, поскольку не разрешается вкушение только мяса. Православная церковь предлагает нам на этой предочестительной седмице усилить молитвенный подвиг, познать через особые молитвы, составленные на каждый день, что пост — это мать целомудрия, царица добродетелей. Например, в понедельник в девятой песни канона церковь призывает нас: «Мяс и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим».
[8] Владыка Иннокентий здесь говорит о том, что в пяток первой седмицы поста все чада церковные приходят на исповедь к своему духовному отцу. И каждый из них, подходя к нему, повергает себя пред аратами покаяния, исповедуя ему грехи своя, он исходит на суд и милость Божию и, получив от него разрешение грехов, обретает оправдание, благодать Божию и помощь.
[9] Страннолю6ием — т. е. гостеприимством. Страннолюбие Владычне, являемое нам в Таинстве Святого Причащения, прославляется в ирмосе 9‑й песни канона Великого Четверга («Странствия Владычня». — Ред.). Об этом владыка Иннокентий прекрасно говорит в приводимых далее письмах на Кара-Калы.
[10] У обновленцев.
[11] 1 Тим 3:15.
[12] Священномученик Иларион (Троицкий).
[13] Здесь владыка Иннокентий мудро сливает свой призыв возлюбить Церковь Христову возлюбить Братство со следующим призывом апостола Петра: «…как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет 2:2–3).
[14] Евр 13:7.
[15] Священномученика Вениамина.[16] 1 Тим 3:15.