Официальная канонизация владыки пока не состоялась. Однако история знает немало примеров того, как почитание святого начиналось с одного человека или общины, а потом принималось и всей церковью. Уникальные документы из архива Екатерины Ивановны Пикиной – духовной дочери епископа Макария, позволяют нам сегодня прикоснуться к этой стороне церковного предания и увидеть, как в ХХ веке церковь узнавала своих святых, что в этой святости было традиционного, а что рождалось в новых условиях жизни того времени.
После кончины владыки в 1941 году члены его братства стали размышлять о том, как они «должны вспоминать его в молитвах». Письмо одной из братчиц – Феодосии Степановны Смирновой, отвечает на вопрос: молиться ли за упокой епископа Макария или молиться ему, как молятся святым? В этом документе безусловный интерес представляют критерии, которые позволяют почитать владыку как святого. Четыре основных:
– «Святые труды и подвиги, ибо у него все внимание было сосредоточено на личности Христа и апостолов».
Действительно, у владыки не было никаких сомнений в том, что самым главным делом Христа на земле было создание им общины учеников, живущей в «сродной Ему (Христу) любви», общины, из которой затем выросла Церковь. Он пишет: «Верный тот, кто понимает Новый завет в крови Господней как призыв к подвигу созидания братской общины и самоотверженной любви к братьям, полагающим за них душу свою, а потому создаёт вокруг себя братскую духовную семью и самоотверженно любит её».
– «Он нес главный христианский подвиг – подвиг братолюбия и братотворения».
Об этом свидетельствует вся жизнь епископа Макария: с юности и вплоть до своей кончины, он везде и всегда собирал братства. Владыка писал: «Главную задачу жизни сей полагаю в том, чтобы собирать около себя учеников и любить их тою же самоотверженною любовью, какою Ты Сам любил Свою братию, и чтобы каждого из них совершенствовать в "мужа полного возраста Твоего"». Трудами владыки к 1937 году, во времена самых страшных гонений, братский круг достигал 70 человек и охватывал такие города как Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области.
– «Цель его жизни – достичь Христоподобия не только самому, но и всем духовным чадам, для чего он всю свою жизнь полагал за них. Ежедневно полагал душу свою ради собранных».
Жизнь в братских общинах владыка видел как путь «преображения их членов в сынов Божьих вплоть до полного уподобления Христу». Всё это проверялось реальной жизнью братства, сохранившего свои основные ориентиры и внутреннее единство до конца земной жизни последних его членов.
– «Он уже на земле имел полную сыновнюю покорность Отцу и исполнил весь Закон Христов».
Мнение автора письма было в единодушии принято братчиками. Феодосией Степановной была составлена «Служба на день Святого равноапостольного отца нашего Макария», которая включает стихиры, канон, молитву, а также тропарь:
Святый равноапостольный Отче наш Макарие // Ты бо от юности своей возжелал украсить себя одеждою праведности // и достичь меры Первороднаго Сына Божия // и сего ради одарил Тебя Господь дарами своей Премудрости // и ты при свете Премудрости и Боговедения // уразумел все таины дела Божия // и смело двинулся на дело Божие и исполнил его // и ныне предстоиши пред престолом в сонме небожителей // и украшен венцем сынов света // моли Христа Бога // да удостоит и нас чад твоих сего блаженства.
Николай Михайлович Опоцкий, впоследствии – епископ Череповецкий Макарий, родился 16 ноября 1872 г. в посаде Сольцы, Порховского уезда, Псковской губернии в семье чиновника министерства внутренних дел. Начал учиться с 7 лет, закончив сначала сельскую школу, а потом – Белозерское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию по второму разряду. По окончании семинарии 14 сентября 1895 г. был назначен учителем Юрьевской школы грамоты Старорусского уезда. Уже через год, 6 августа 1896 г. Николай Михайлович был рукоположен в дьякона Любнинской церкви Старорусского уезда. Вскоре, 2 марта 1897 г. состоялась его пресвитерская хиротония и назначение заведующим и законоучителем Велебицкой второклассной, одноклассной и Михалкинской школ.
Отец Николай Опоцкий был женат и имел трех дочерей – Татьяну (род. 03.01.1896 г.), Марию (род. 02.01.1899 г.)* и Антонину (род. 29.05.1902 г.). В 1902 г. овдовел. 24 июля 1902 г. отец Николай отправил прошение на имя Преосвященного Арсения (Стадницкого), епископа Волоколамского, ректора Московской Духовной академии. Он сообщил, что желает продолжить обучение в Духовной академии. Также он писал о факте своего неожиданного вдовства и о том, что он имеет твердую решимость принять иноческий постриг в Троице-Сергиевой Лавре у раки преподобного Сергия Радонежского, которого особо почитал. Епископ Арсений (Стадницкий) благословил принять отца Николая в число студентов. На первом курсе отец Николай Опоцкий окончательно утвердился в выборе монашеского пути. В 1906 г. отец Николай Опоцкий окончил академию со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии.
Во время учебы в академии (около 1904-1905 гг.) отец Николай Опоцкий познакомился с Н.Н. Неплюевым (1851-1908) – потомственным аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889-1929). Это стало важнейшим событием в его жизни. Побывав в братстве, отец Николай навсегда разделил и полюбил идею братской жизни, которую видел как путь обновления церковной жизни.
После окончания академии отец Николай вернулся в Новгородскую губернию. 14 марта 1908 г. отец Николай был назначен настоятелем храма во имя св. Иоанна Богослова в с. Велебицы и заведующим всех школ прихода. В том же году отец Николай основал Велебицкое трудовое братство. Однако оно просуществовало недолго: в июле 1910 г. Новгородский архиепископ Гурий (Охотин) закрыл братство, а отца Николая устранил от заведывания и законоучительства Велебицкой церковно-приходской школой.
За время служения в Новгородской епархии отец Николай Опоцкий был удостоен нескольких наград: в 1901 г. он был награжден набедренником, в 1909 г. – скуфьею, а в 1914 г. – камилавкой. С 18 мая 1910 г. он состоял помощником благочинного, а с 1915 г. нес служение уездного наблюдателя церковно-приходских школ. Однако это служение не было продолжительным: после революции 1917 года жизнь в епархии изменилась.
В октябре 1918 г. на заседании епархиального Миссионерского совета отец Николай был избран на должность противосектантского миссионера Новгородской епархии.
В конце 1920 г. Святейший патриарх Тихон благословил отца Николая принять епископское служение. Для подготовки к хиротонии он направил его в распоряжение митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого). 14 июля 1921 г. отец Николай был пострижен с именем Макарий, после чего четыре месяца находился в послушании игумена Макарьевской пустыни Кирилла (Васильева). Затем митрополит Арсений назначил отца Макария (Опоцкого) делопроизводителем своей канцелярии, а 17 апреля 1922 г. возвел в сан архимандрита. Вскоре должна была состояться епископская хиротония архимандрита Макария, так как митрополит предполагал определить его викарием в один из уездов Новгородской епархии. Однако сделать это владыка Арсений не успел: в июне он был вызван в Московское ГПУ и там арестован. В Новгород он уже не вернулся, передав епархию во временное управление своему викарию – епископу Крестецкому Серафиму (Велицкому). Положение дел в епархии усложнилось еще и тем, что в это время в Новгороде был организован комитет партии «Живая Церковь», начавший действовать по уполномочению никому неизвестного Высшего Церковного Управления (ВЦУ). 14 сентября 1922 г. архимандрит Макарий был хиротонисан во епископа Крестецкого обновленческими архиереями старого поставления.
Вскоре после хиротонии владыка Макарий понял, что деятельность ВЦУ не преследует церковных целей, и постарался максимально удалиться от общения с обновленцами. Испросив двухмесячный отпуск, он уехал в Крестовоздвиженское Трудовое братство. Сначала ВЦУ пробовало назначить епископа Макария управляющим Харьковской епархией, затем требовало его возвращения к месту назначения в Новгород. Однако владыка Макарий был непреклонен в своем решении и письменно отказывался от этих назначений. Реакция последовала незамедлительно: 7 февраля 1923 г. президиум ВЦУ уволил епископа Макария (Опоцкого) на покой с запрещением священнослужения.
В 1924 году еп. Макарий направил письмо патриарху Тихону, в котором изложил непростые обстоятельства своей епископской хиротонии и испросил благословение на то, чтобы быть свободным (без епархии) епископом-катехизатором в Новгородской епархии. Одновременно владыка Макарий сообщил в прошении, что хотел бы создать в Новгороде кружок ревнителей христианского просвещения. В том же году владыка Макарий был принят патриархом Тихоном в общение и получил назначение в Череповец, викарным епископом. В апреле 1924 года прибыл в Череповец и через некоторое время поселился в селе Богородское, расположенном недалеко от города. В скором времени вокруг него собрался круг единомышленников, из которого родилось небольшое братство и кружок-сестричество. В задачи братства входили христианская взаимопомощь, общий труд, общий стол, братство заботилось также о христианском просвещении. Средства братства состояли из добровольных пожертвований верующих и личного заработка отдельных членов братства.
В феврале 1926 года на основании доноса началось предварительное следствие по делу братства. По делу проходило 4 человека, в том числе владыка Макарий. Братчикам было предъявлено обвинение в хранении и распространении агитационной литературы контрреволюционного характера, а также в преподавании малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений. Владыка Макарий был приговорен к трехлетнему заключению в концлагере.
Летом 1926 г., после окончания следствия и вынесения приговора, епископ Макарий был этапирован на Соловки. Но уже 05.12.1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ дело пересмотрело и он был досрочно освобожден с разрешением свободного проживания по СССР.
В 1928 г., вернувшись из заключения, епископ Макарий поселился в Новгороде как заштатный епископ. Вокруг него сразу стали собираться люди. Некоторые духовные чада, узнав, что он освободился из лагеря, приехали к нему из Череповца. Так сложился круг людей, из которого в этом же 1928 г. родилось «Трудовое братство». В братство входило более двадцати человек. Братству удалось просуществовать четыре года, после чего все его члены в апреле 1933 г. были арестованы, а затем осуждены. Епископ Макарий был выслан на Север.
Вернувшись из ссылки, летом 1934 года поселился в Галиче Костромской области, где организовал православное братство. Одновременно с возникновением братства в Галиче, братства были возрождены в Новгороде и Череповце. К 1937 году братский круг составлял в общей сложности около 70 человек и охватывал Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области.
После 1937 г. вл. Макарий проживал в Новгороде, перейдя на нелегальное положение. Вплоть до начала войны еп. Макарий продолжал окормлять братство, тайно проживая в братском доме на Средне Конюшенной улице.
15 августа 1941 г. Новгород был оккупирован и братчикам пришлось покинуть город. Владыка Макарий скончался 9 ноября 1941 г. в окружении своих духовных чад в здании школы села Витка под Новгородом.