25 февраля 2018 года в коломенском Культурном центре «Дом Озерова» состоялся круглый стол на тему «Православные братства в истории и современности: "немедленно устрояйте духовные союзы"» (к 100-летию воззвания патриарха Тихона), организованный Богоявленским малым православным братством. На нем обсуждали границы понятий «братство», «братское движение»; причины, предпосылки и историю возникновения братств в России; традиционность и новизну братств как формы устроения церковной жизни; дискуссии о братствах в русском обществе и периодической печати; проблемы взаимоотношений братств с государством и официальными церковными структурами.
Вступительное слово сказал председатель Богоявленского малого православного братства, кандидат исторических наук Виталий Черкасов, рассказавший о жизни церкви, начиная с Февральской революции 1917-го года и до публикации воззвания патриарха Тихона.
– В январе 1918 года издаётся знаменитый декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который означал, что изымается всё церковное имущество, а школа остаётся без духовного попечения. Сразу же, в январе 1918 г., предпринимаются попытки закрытия церквей и монастырей. В частности, была попытка закрытия Александро-Невской Лавры, которая закончилась неудачей – для защиты Лавры было возникло Александро-Невское братство, которое смогло ее отстоять. Убийство 12 (25) января 1918 г. митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) ознаменовало начало открытых гонений на церковь, – сказал Виталий Черкасов. – В ответ на это 19 января (1 февраля по новому стилю) 1918 года патриарх Тихон публикует воззвание, в котором призывает «пастырей и архипастырей»: «Не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления».
Совсем недавно в своём поздравлении членам воссозданного Александро-Невского братства Святейший патриарх Кирилл так писал об их предшественниках: «Их подвиг стояния в Истине, подобно подвигу древних мучеников, стал семенем, из которого позднее проросли новые ростки церковной жизни». Как и почему это происходило, что такое вообще феномен братской жизни в России, попытались раскрыть выступавшие на круглом столе: Александр Никандров, кандидат исторических наук, рассказал о первых православных братствах, возникавших на Руси в XV‑XVI веке. Инна Калмыкова, член Богоявленского братства, подробно осветила употребление слов «брат» и «братство» в Священном писании. Игумен Димитрий (Рябцев) рассказал о связи монашества и братства.
Наталия Игнатович, преподаватель богословского колледжа при Свято-Филаретовском институте, рассказала о «второй волне» братского движения на рубеже XIX-XX вв. на примере Крестовоздвиженского трудового братства, основанного Н.Н. Неплюевым. В середине XIX в. в Российской империи наблюдался всплеск интереса к истории православных братств. Прежде всего, конечно, обращались к опыту западно-русских братств, их опыт изучали, о них спорили. Мотивы, по которым создавались братства, были самыми разными, в том числе и политическими: например, после национального восстания 1863‑64 гг. на территории Белоруссии центральные власти всячески старались ослабить католическое влияние и укрепить православие как связующее звено с имперским центром – с этой целью при православных храмах и в епархиях создавались братства и церковные советы. В то же время в Санкт-Петербурге священник Александр Гумилевский основал при своём храме Христорождественское братство, имевшее целью «устроить приход как христианскую общину, проникнутую любовью ко Христу».
– Крестовоздвиженское трудовое братство было собрано ради устроения жизни по вере на основах братолюбия, то есть, воплощения евангельских истин во всех сторонах общей жизни. Основная мысль, которую Неплюев хотел донести до сознания церкви и общества – необходимость вернуться к Евангелию, вспомнить о воскресшем Христе, отдать свою жизнь в руку Божью, – рассказала Наталия Игнатович. – Братство не только дало импульс для возникновения братства епископа Макария (Опоцкого), но и стало важным опытом, с которым можно соотноситься, в котором можно узнавать действие Духа Святого, в котором можно черпать вдохновение тем, кто стремится жить в церкви на основах братолюбия.Алексей Мазуров, доктор исторических наук, профессор ГСГУ, выступил с докладом «Историческая наука о православных братствах: взгляд историка»:
– Для каждого православного христианина, если он, конечно, живёт по совести, есть проблема: как соотносить свою жизнь с этим миром? Братство является ответом на этот вопрос, так как создаёт такую среду, где близкие по духу люди могут жить и общаться. Братства занимались самыми разными вещами: это и просвещение, и благотворительность, и попечение о храме, и т. д. Они возникали как реакция на проблему в церковной жизни.
Алексей Борисович напомнил, что Россия – страна с многовековой общинной традицией, которая пронизывала весь уклад жизни: и бытовой, и церковный. После революции оказалось, что церкви не на что рассчитывать, чтобы выжить, кроме как на братства и на духовные союзы – сама по себе организационная структура ничего не гарантирует.Роман Славацкий, церковный писатель и поэт, краевед, рассказал об истории возникновения в Коломне ныне действующего православного братства им. Святого благоверного князя Дмитрия Донского, которое сегодня переживает нелёгкие времена.
Далее разговор протекал в русле свободного размышления о месте православных братств в сегодняшней жизни церкви и общества. Участники и гости говорили об эволюции братств, преемственности и непрерывности братского движения в России и о его плодах.Владислава Соловьева