Братство странствующих богословов

30 декабря 2015
О разных формах церковной жизни говорили во время премьеры фильма «Александро-Невское братство» в студенческом клубе Санкт-Петербургского Института Философии и Богословия

25 декабря в рамках встреч студенческого клуба Санкт-Петербургского Института Философии и Богословия (ИБиФ) состоялась презентация фильма «Александро-Невское братство».

По традиции клуба после просмотра фильма состоялось обсуждение, проходившее в малых группах. Каждый участник высказал свое мнение по поводу трех вопросов.

Есть ли разница между новомучениками и мучениками первых веков христианства? Почему опыт новомучеников важен для меня?

В ходе обсуждения пришли к выводу, что между новомучениками и мучениками первых веков разница есть и что для современных православных людей крайне важен опыт мучеников ХХ века. Например, было отмечено, что в ХХ веке христиан почти никогда не просили отречься именно от веры, хотя при этом их веру власть могла считать преступлением. Порой они этого вообще не понимали – настолько сложное и запутанное было время. Один студент ИБиФа высказал мысль, что мученики первых веков – это жертвы режима, который боролся именно с христианами, а новомученики – богоборческого режима.

Много размышляли о то, что важно помнить о мученически погибших за веру людях и их опыте. Были высказаны такие точки зрения:

- «До сих пор тема новомучеников покрыта тишиной, и это большая беда. Мы загоняем себя в ловушку, не говоря об этом. Невозможно быть христианином, не зная об этих жертвах».

- «Новомученики достойны почитания и глубокой памяти. Мы зачастую формально относимся к памяти новомучеников, а важно вникать в то, как они жили. Важно воспринимать их опыт, чтобы оставаться солью земли».

Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства заметила, что во многом культ первых мучеников был сформирован в Константиновский период, когда была симфония церкви и государства. Может быть, в наше время не нужно именно такое почитание новомучеников: «Важно входить не в их опыт смерти, а в опыт жизни. Ценно именно то, что в такую эпоху они могли делать».

Произошло ли возрождение православия в России за эти 24 года после распада СССР?

Этот вопрос также вызвал еще более живую реакцию участников. Оказалось, что большинство видят произошедшие за 24 года положительные перемены: увеличение числа людей, причисляющих себя к православию, увеличение количества храмов, их реставрация. Но было отмечено и то, что это количественные показатели, а вот с качественными ситуация сложнее и хуже. Так, к сожалению, остается большой процент людей, которых правильнее назвать не прихожанами, а «захожанами», немалый процент называющих себя православными живет с языческим отношением к вере. Чтобы церковь жила подлинной жизнью, необходимо возрождение смысла, а не формы. Есть опасность в том, что самым большим врагом возрождения церкви может стать сама церковь, если она не начнет более активно решать эти проблемы. Выход видится в качественном оглашении и в просвещении людей.

Нужны ли братства в современной церкви? Какие формы церковной жизни вы считаете предпочтительными сегодня?

Интересны ответы молодых людей, не имеющих братского опыта:

– «Братства необходимы, но это вещь живая. Постановлением их не создать».

– «Братство – это пространство, где происходит встреча человека с человеком, христианина с христианином».

– «Христианин ходит перед Богом, а если есть братство, то еще и перед братством».

Было отмечено, что человеку важно реализовать себя как личность и что в братстве для этого существует больше возможностей.

Магистрант ИБиФа поделился тем, что когда он жил в Лондоне, ему там понравился православный приход: «Тебя там сразу замечают. Все подходят знакомиться, улыбаются. Чувствуешь себя как в кругу друзей. И жизнь у них насыщенная».

Все согласились, что хорошо, когда у человека есть выбор. Чем больше будет разных форм церковной жизни, тем лучше. Это могут быть не только приходы и общины, братства и монастыри, но, например, братства странствующих миссионеров, катехизаторов, богословов, молодежные братские общины и т.д. Когда жива церковь, живо и братство. Ведь христианская жизнь - по определению братская.

В конце встречи все собрались в один большой круг и каждый смог дать свою оценку фильму и обсуждению. Почти все отмечали дружескую атмосферу, в которую хочется возвращаться, глубокий разговор. Некоторые студенты ИБиФа были так вдохновлены, что задумались о создании собственного студенческого братства. Несколько гостей признались, что имели смутные представления о братствах, а теперь стали лучше понимать, что это такое. Один из членов студенческого клуба поделился: «Не ожидал, что получится такое братское общение, которое должно прорасти в наших пространствах. Ухожу с мыслью о необходимости найти место братствам в нашей церкви. Не осознавал, насколько важен этот опыт. Все мы нуждаемся в этом опыте, в этом общении. Это настоящая жизнь».

В завершение Анастасия Грунэ, модератор встречи, член студенческого клуба, отметила: «Понятие братства оживает благодаря каждому. Если бы хоть кого-нибудь из пришедших не было, то это была бы другая встреча».

Анна Третьякова


В материале использованы фотографии со страницы ИБиФа Вконтакте


загрузить еще