Братства: прошлое и настоящее

Презентация фильма «Александро-Невское братство» прошла 23 ноября в зале собраний Благовещенского кафедрального собора города Воронежа по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия
Слева направо: Анастасия Наконечная, Олег Глаголев, Юлия Балакшина, Алексей Евстигнеев
Слева направо: Анастасия Наконечная, Олег Глаголев, Юлия Балакшина, Алексей Евстигнеев

На встрече присутствовали более 250 человек – духовенство Воронежской епархии, студенты православной духовной семинарии, члены воронежских православных братств во имя святителя Тихона Задонского и преподобного Силуана Афонского, прихожане различных храмов города.

Перед премьерой фильма секретарь епархии протоиерей Андрей Скакалин сказал приветственное слово и передал благословение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия.

Премьера неслучайно состоялась именно в Воронеже, отметил председатель малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского Алексей Евстигнеев. Ровно два года назад в этом же здании проходила выставка «Не должно вам быть», созданная к 90-летию кампании по изъятию церковных ценностей. Именно на ней большинство воронежцев впервые познакомились с поразительной страницей в истории Русской православной Церкви в условиях гонений советской власти – рождением, жизнью и служением Александро-Невского братства.

Анастасия Наконечная, Олег Глаголев, Юлия Балакшина, Алексей Евстигнеев
Анастасия Наконечная, Олег Глаголев, Юлия Балакшина, Алексей Евстигнеев

Для презентации фильма в Воронеж была приглашена авторская группа создателей фильма – Юлия Балакшина, автор сценария, заместитель заведующего кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ), кандидат филологических наук (Санкт-Петербург), Анастасия Наконечная, исследователь истории Александро-Невского братства (Санкт-Петербург) и Олег Глаголев, режиссер-документалист (Екатеринбург).

В своем вступительном слове Юлия Балакшина рассказала об истории создания фильма. Одним из факторов, повлиявших на возникновение идеи фильма, стало участие Юлии Валентиновны в качестве редактора в подготовке к изданию дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского. Автор будущего сценария обратила внимание на то, что в ранних дневниках (60-е годы XIX века) с большим уважением и вдохновением говорится о его соученике по Санкт-Петербургской духовной академии Александре Гумилевском. Именно он вдохновил о. Иоанна на создание приходского попечительства.

В свою очередь о. Александр Гумилевский опирался на опыт братств XIV–XVI веков Юго-Западной Руси. В уставах этих братств можно прочитать про древнерусские братчины, которые возводили свои основания к апостольским временам.

Братская жизнь во все исторические периоды в Русской церкви не прекращалась. В различные времена она являла себя в разной мере: выходила на поверхность и расцветала или существовала более сокровенно, но всегда становилась важным аспектом церковной жизни, который требует особого внимания и размышления.

«Говоря сегодня о возрождении общины и братства в нашей Церкви, мы в первую очередь должны опираться на церковную историю, чтобы нам находиться в русле церковной традиции», – подчеркнула Юлия Балакшина.

Фильм об Александро-Невском братстве – попытка вглядеться в историю одного из братств, возникшего на волне гонений в 1918 году. Сразу после октябрьского переворота в самые трудные для нашей земли годы эти люди нашли в Русской православной церкви не только прибежище, но пространство для полноценной жизни в общении, вере, творчестве и любви.

«В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения Александро-Невского братства. Отмечая эту дату, мы можем с благодарностью сердца вспоминать тех людей, которые служили Богу и ближним столетие назад, – говорится в фильме. – Но подлинная память позволяет не только вспоминать какой-то опыт. Она позволяет в этот опыт входить, заново возрождать его в жизни Церкви».

В начале 1918 года советская власть попыталась реквизировать помещения Александро-Невской лавры для своих нужд. Представители новой власти предъявляют мандат с требованием закрыть лаврские помещения, но получают отказ.

Ответом церковного народа было создание Александро-Невского братства для защиты Лавры и ее святынь. Возглавили его иеромонахи Иннокентий (Тихонов) и братья Гурий и Лев (Егоровы), а входили в него люди различных сословий, возраста, образования: священники и миряне, дворяне и рабочие, мужчины и женщины, прожившие долгую жизнь и совсем молодые.

Духовный порыв петербуржцев совпал с призывом патриарха Тихона, прозвучавшим 19 января 1918 года, «немедленно устроять духовные союзы, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления».

Александр Копировский, председатель братства «Трезвение», ученый секретарь СФИ, отмечает в фильме, что, к сожалению, слова патриарха Тихона прозвучали поздно. Однако если бы их не было вовсе – «пустыня была бы страшнее».

«Братская жизнь – своего рода возможность выйти православному человеку из кризиса, и даже больше – вывести других из этого кризиса», – считает Сергей Фирсов, доктор исторических наук, профессор кафедры философии религии философского факультета СПбГУ. – Братства явились своего рода исполнением известной фразы преподобного Серафима Саровского “стяжи в себе дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя”».

«Созданное Александро-Невское братство очень быстро стало испытывать на себе давление духовное, и поэтому стало вырабатывать внутри себя тот опыт, который сделал это братство братством мистическим, церковным, неформальным, внутренне свободным и базирующимся на царственном священстве народа Божьего и помощи иерархии», – говорит профессор, священник Георгий Кочетков, ректор СФИ, духовный попечитель Преображенского братства.

Братство было тесно связано с духовными учреждениями Петрограда. Его главным служением стало сохранение веры и опыта духовной жизни.

Просветительская деятельность Александро-Невского братства включала в себя церковную работу с детьми. В период возрастающих гонений на Церковь в двадцатые годы братчики вели шестьдесят девять детских кружков, где дети узнавали церковную традицию и тепло братской любви.

Рассказать историю братства в получасовом фильме невозможно. Авторам было важно пристально всмотреться в духовный опыт трудного времени начала века, когда люди исполняли важнейшие Христовы заповеди о любви ко Христу и друг ко другу. Александро-Невские братчики были в этом смысле необыкновенные люди – усердные молитвенники, они очень любили богослужение.

Церковь они знали как особое дружество людей во Христе – общение людей, которые готовы вести совместное хозяйство, учиться и молиться вместе.

«Нам важно было показать, – сказал Олег Глаголев, – что следы жизни Александро-Невских братчиков еще не остыли, хотя остывают все больше и больше… Однако в Санкт-Петербурге есть еще люди, которые помнят это братство».

В центре - Олег Глаголев
В центре - Олег Глаголев

Анастасия Наконечная отметила, что главной трудностью при создании фильма было найти специалистов по братствам, по Александро-Невскому братству, в частности. В фильме также приняли участие директор музея Александро-Невской лавры Лидия Соколова, известный церковный историк Михаил Шкаровский, духовник современного Александро-Невского братства игумен Прокопий (Павлов), ныне живущие родственники членов Александро-Невского братства, среди которых Кира Константиновна Литовченко, племянница Киры Оболенской, прославленной в лике новомучеников.

Последний потомственный член Александро-Невского братства, доктор физико-математических наук, автор монографии о братстве Сергей Андреевич Зегжда, почил 1 октября 2015 года. Весной этого года во время трехчасовой встречи с одним из авторов фильма он, не останавливаясь, подробно старался рассказать о том, что такое братство, давал все время новые и новые формулировки. Рассказом о братстве ему хотелось делиться.

Александро-Невское братство стало инициатором Союза (Содружества) православных братств. В 1920 году в разгар атеистической пропаганды и разрухи в Петрограде возникает такой добровольный союз, благословленный митрополитом Вениамином (Казанским). Сначала в этом союзе было пять братств, а через год стало уже пятнадцать.

В эти сложные годы приходит понимание, что невозможно возлагать ответственность за церковь только на иерархию, которой тоже нужна поддержка. Поэтому «единение» – наиболее часто встречающееся слово в документах тех лет. Братчики воспринимали единение в Церкви как откровение Божье.

По инициативе Свято-Петровского братства в настоящее время в Санкт-Петербурге при горячей поддержке митр. Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия проходит сбор средств на памятник православным братствам Петрограда, которых только в этом городе было тридцать. Петроградским братствам посвящен отдельный сайт.

После просмотра фильма все собравшиеся на премьеру имели возможность обсудить увиденное. Зрители единодушно отметили высокое качество фильма. Однако взволновала всех не столько история Александро-Невского братства, сколько размышления о проблемах современной церковной жизни, о необходимости подлинного, а не формального просвещения и общения, о месте и роли в ней братств.

Настоятель Никольского собора протоиерей Петр Петров рассказал о деятельности своего прихода, отметив, что братская атмосфера в храме, качество жизни прихожан, ее многообразие во многом зависит от отношения и активного участия настоятеля.

Протоиерей Петр Петров
Протоиерей Петр Петров

Нина-Инна Ткаченко, член братства во имя преподобного Силуана Афонского, обратила внимание на то, насколько, как правило, сложно современному человеку открыть для себя глубину и настоящий смысл церковной жизни и войти в нее. Вспомнились горестные слова выдающегося кинорежиссера Андрея Тарковского, охарактеризовавшего нынешнее состояние православной церкви как административно-архаичный институт. Для нее эта возможность осуществилась благодаря Преображенскому братству:

«Придя в Церковь совершенно взрослым человеком, я благодарна Богу за возможность полюбить Церковь и то, что в ней есть – храм, священство, богослужение, братскую любовь. Помочь узнать и открыть нашим современникам Церковь как духовную родину, церковную традицию, родную жизнь для каждого человека – непростая задача, требующая общих, содружеских усилий и братств, и приходов, и епархиальных структур».

Нина-Инна Ткаченко
Нина-Инна Ткаченко

«Разговор был о месте и роли братств в Православной церкви: от братств Юго-Западной Руси XVI века до Преображенского братства. Главный нерв разговора проходил по линии братство или приход. В конце ложную альтернативу удалось снять: и братство, и приход – так всем понравилось больше», – поделилась впечатлениями о разговоре после фильма Юлия Балакшина.

Премьера фильма «Александро-Невское братство» и последующий разговор явили ряд нерешенных вопросов в современной церковной жизни – ответственность мирян за жизнь в церкви, общение и взаимное доверие между клиром и народом, чрезвычайная важность братских отношений в церкви. Теплится надежда, что разговор на эти взволновавшие всех темы будет продолжаться и развиваться именно в духе братской любви, которую заповедал нам всем беречь один из основателей Александро-Невского братства свщмч. Иннокентий (Тихонов): «Берегите Братство, это святое общение в Церкви».

Юрий Крапивин


Фото Юрий Крапивин, Денис Караваев


Малые православные братства во имя святителя Тихона Задонского и преподобного Силуана Афонского


загрузить еще