Воины, воспитанные горами и небом

Репортаж: несколько дней назад мы вернулись из путешествия к нашим друзьям – румынскому православному движению «Воинство Господне»

Несколько дней назад мы вернулись из путешествия к нашим друзьям – румынскому православному движению «Воинство Господне». Мы были в Румынии, где нас всегда окружали горы, а еще огромное небо, которое заполняет собой большую часть видимого пространства независимо от того, где ты находишься: в городе, на равнине, высоко в горах.
Наверное, такой ландшафт оказывает влияние на мировосприятие тех, кто здесь вырос. Горы защищают, человек не растет с щемящим чувством одиночества, он стоит крепко среди величественных гор под всеобъемлющим небом. Кажется, что природа сама растит воина, окруженного и воспитанного горами под огромным небом.

Не знакомые, но и не чужие

Рано утром мы приземлились в аэропорту Бухареста. Не успев еще ничем озаботиться, кроме получения багажа, мы увидели, что нас уже встречает друг – брат Георгий Афтанаса, член «Воинства Господня». Он приехал за нами из другого города Брашова (это триста километров от Бухареста!), и потом провел с нами целую неделю.

Из Бухареста мы поехали в Сибиу – культурную столицу Румынии. Нас уже ждали к обеду. Знаете, это необычное ощущение, когда тебя встречают, быть может, еще не близко знакомые люди, но и не чужие, которые ждут именно тебя.

В Сибиу мы посетили лекцию по Новому завету в Университете им. Лучиана Благи, которую специально для нас профессор-священник Василе Михок провел на двух языках: румынском и английском. Поскольку наша группа состояла из студентов Свято-Филаретовского института и Богословского колледжа, нам было интересно, чему учат студентов богословского факультета в другой стране. После лекции студенты теологического факультета провели небольшую экскурсию по факультету.

Опыт духовного сопротивления

Мы приехали в Румынию, чтобы, в первую очередь, принять участие в молодежной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения поэта Траяна Дорза, одного из столпов румынского православного движения.

Конференция в городе Беюше прошла в необычном для нас формате, по «чину» встреч «Воинства»: интереснейшие доклады о Траяне Дорзе чередовались с глубокими проповедями, пением пасхальных песен на его стихи.

Траян Дорз был не просто поэтом. Годы коммунистического режима в Румынии были не легче, чем в Советском союзе: было запрещено делать все, что исходило не от правящей партии. Траян Дорз никогда не скрывал, что он христианин. В 1923 году православный священник отец Иосиф Трифа призвал всех неравнодушных образовать православное христианское движение, члены которого воспринимали бы Евангелие не просто как книгу, а стремились жить по нему. Те, кто отозвались, составили собой «Воинство Господне». Брат Траян Дорз – один из тех, кто продолжил собирание православного братства после смерти отца Иосифа Трифы (1938 г.).

Траян Дорз пострадал за веру и верность Богу, слову Писания, делу Братства: в общей сложности он провел в тюрьме семнадцать лет с небольшими перерывами (его отпускали, чтобы потом, после того как он вдохнул свежего воздуха, пообщался с братьями и сестрами, вернулся к комфортной жизни, его было легче сломить).
Он не отрекся от дела «Воинства Господня», от Самого Христа, хотя сотрудники органов безопасности не раз вынуждали его это сделать: ему не раз приходилось сидеть в одиночной камере, его пытали.

В тюрьме Траян Дорз размышлял над Евангелием, писал стихи и песни, которые как только появлялась возможность, передавал тем, кто остался на свободе. Его стихи и песни посвящены благодарности Господу за жизнь, восхвалению Его Воскресения, созерцанию Его творений и печали о том, что кто-то может сам себя этого лишить. Они все о единственной радости и любви, которая наполняет человека, когда он влюблен и любит по-настоящему, когда что бы он ни делал, он всегда делает ради Одного и Единственного.

День, проведенный на конференции, пространство, наполненное стихами и песнями Траяна Дорза, воспоминаниями о нем его близких друзей, его братьев во Христе, стал для нас началом нашего путешествия по Румынии, длиной в неделю, но которое не заканчивается даже сейчас, когда мы вернулись домой.

Встреча с нашими сверстниками

В незнакомых городах можно часто встретить людей, которые готовы показать город и развлечь. Нам же довелось встретить тех, с кем не нужно разговаривать о погоде, спорить о политике, с кем можно говорить серьезно о жизни молодежи в Румынии и России, кто всерьез задумывается над тем, как жить так, чтобы жизнь церкви была нашей жизнью, а наша жизнь – жизнью церкви.

Вместе с молодежью из «Воинства Господня» мы провели несколько дней, открывая все новые и незнакомые друг другу культурные и церковные особенности нашей жизни.

Чаще всего бывает так, что человек перестает причислять себя к молодежи, как только вступает в брак. В Румынии этот возраст наступает в среднем уже в двадцать лет, впрочем, как и в России. Выходит, что двадцатилетний, полный сил и вдохновения, интересующийся жизнью юноша или девушка перестает участвовать церковной жизни, куда он был вовлечен до брака и в которой мог бы участвовать. Считает, что теперь у него нет времени ни на что кроме собственной семьи. Но это неправда. Время здесь играет второстепенную роль: его всегда не хватает, что бы мы ни делали. Главное – в приоритетах, в том, что для молодого человека важно. Наличием семьи невозможно оправдать собственную незаинтересованность в жизни церкви, отсутствие стремления к общению. Ведь если человеку что-то не хочется делать, он всегда найдет оправдание, а вот если он что-то делать хочет – всегда найдет возможность.

Отец Иосиф Трифа, основатель «Воинства Господня»

Мы были на могиле о. Иосифа Трифы (Сибиу), а также в доме, где он родился (в селе Чертедже). Часто после посещения памятных мест, остается ощущение законсервированности и «музейности» не в лучшем смысле этого слова. Эти два места были не такими. На могиле о. Иосифа растут живые цветы, за этим местом ухаживают, члены «Воинства» хранят память и словом и делом. На могиле о. Иосифа мы спели тропарь Пасхи и песню Траяна Дорза, посвященную памяти основателя братства. Мы еще не успели выучить румынский язык, но наш брат перевел нам содержание, и мы пели эту песню с полным осознанием того, что и Кому мы поем.

Это время, проведенное на могиле основателя братства «Воинства Господня», возникшего в Румынии, и распространившегося за пределы страны вместе с румынской диаспорой, превратилось в одну из важных встреч с самим живым движением в церкви.

Простой двухэтажный дом, где родился и вырос основатель братства, находится на самом западе страны высоко в горах, в тысяче метров над уровнем моря. На вершине горы – невероятный простор. Здесь можно составлять прогноз погоды для разных регионов страны – как на ладони видны соседние горы, леса на склонах, неясно чего больше неба или гор, они как будто отражаются друг в друге. Постоянно дует ветер, нас застал и дождь. Говорят, тепло здесь бывает нечасто. И именно здесь рос будущий воин, основатель православного братства. В аскетических, суровых условиях, но в невероятной красоте. Мы прошли по горной сельской дороге в сильнейший ливень, толкали машину, которая не могла проехать, так как колеса увязли в луже. Нос к носу встретили лошадь, которая удивленно смотрела в лобовое стекло нашей машины. Но и здесь мы встретили членов «Воинства Господня».

Клуж-Напока: богослужение и встреча с епископами

В городе Клуж-Напока мы побывали на литургии. Нам доверили петь по-русски несколько первых антифонов, по очереди с румынским хором. Молитвы и проповедь, звучавшую после Евангелия, переводил наш брат, знающий румынский и русский. Таким образом, нам удалось полноценно войти и участвовать в богослужении, что особенно важно, когда язык богослужения для тебя не родной.

Одна из литургий, в которой мы участвовали, состоялась в Фомино воскресенье. После Евангельского чтения прозвучала проповедь о. Клаудио Мелена, которая нас очень вдохновила. Лукавый действует через сомнение: если бы противящийся Богу пригласил нас в ад напрямую, вряд ли собралось бы много желающих, но он сеет в сердце человека сомнение, сомнение в истинности Слова Божьего. Лукавый метит прямо в сердца молодых людей, ищет к ним подход, он желает завладеть молодым человеком и поработить его, предложив разные привлекательные вещи, поставив их на место Бога. Но и Господь тоже ищет сердца человека. Он, любя человека, хочет чтобы человек был счастлив, желает ему прямого пути, чтобы человек избежал подмен в жизни, суррогатов. Настоящая любовь ведь всегда взаимна. И Господь желает человеку именно настоящей любви, первым отдавая всего Себя Самого.

В храме мы познакомились с интересной традицией: на литургии, когда дается Целование мира, когда священники в алтаре приветствуют друг друга целованием, люди в храме пожимают друг другу руки и говорят «Христос посреди нас» или «Христос воскрес».

В Клуже мы встречались с двумя владыками в один день. С епископом Василе (Флуераш) – совсем ненадолго в его кабинете. Он произвел на нас впечатление очень смиренного человека, спокойного, которому не нужно торопиться, чтобы все успеть. Мы рассказали ему о том, как нас принимают и как нам нравится в Румынии. Епископ сказал, что как бы нам ни было сейчас хорошо, нужно помнить о том, что после Преображения, после Фавора путь Христа и учеников был направлен в Иерусалим. И нам нужно быть собранными и бодрыми.

Митрополит Андрей (Андрейкуц) принял нас в просторных покоях. Он рассказал нам, что до XVII века богослужение в Румынской церкви проходило на церковнославянском языке. Это было достаточно сложно для румын, особенно если учесть, что это языки хотя и одной большой индоевропейской языковой семьи, но разных групп – романской и славянской. Богослужение велось на том языке, которым никто не владел как родным, и никто ничего не понимал. Теперь румынская церковь служит на румынском языке.

Когда мы рассказали, что отец Георгий Кочетков вместе с группой переводчиков из Преображенского братства долгое время занимаются переводом богослужения на русский язык, владыка живо отреагировал и советовал не оставлять этого дела, несмотря на непонимание и гонения. Мы вместе спели на русском языке Восьмой псалом в переводе С.С. Аверинцева и Пасхальный тропарь.

Живые свидетели

Братство «Воинство Господне» очень разнообразно. Еженедельные встречи проходят в разных городах и городках страны. Братство состоит из людей самых разных возрастов: и пожилых, и взрослых, и молодежи, и маленьких детей.

В коммунистические годы правительство и спецслужбы запрещали собираться на встречи, специальный запрет распространялся на встречи «Воинства Господня». Но «Воинство» не могло нарушить Волю Божью ради установления человеческого: Бога слушать нужно больше чем человека.

Мы побывали на разных встречах движения и в центральных городах, и в маленьких городках. Они одинаковые по порядку проведения: чередование проповедей, размышлений, пения псалмов и песен «Воинства». Существуют и местные различия: где-то чуть более распевные, где-то более бодрые мотивы, где-то активнее ведущий собрания – священник или мирянин, где-то – сами члены собрания. Собрания Воинства Господнего во всех городах, где мы были, объединяет Дух Братства. Его сложно описать. Его узнает сердце. Это то пространство, где в собрании действует Господь.

Мы встретились с двумя удивительными людьми, близкими помощниками Траяна Дорза, его братьями во Христе.

Первым мы встретили Василе Добря из г. Решицы. Он помогал печатать стихи, проповеди и размышления над Евангелием в последние десять лет жизни брата Траяна. До этого многие вещи были написаны еще от руки. Да и в период с 1979 до 1989 года печатать приходилось тайно, потому что в любой момент соседи или прохожие могли услышать звук, разведать, донести. «Типографии» находились в подвалах, пол, стены и в первую очередь окна тщательно завешивались коврами, чтобы ни один звук не проник наружу. Брат Василе чудом избежал тюремного заключения.

Георгий Прекупеску – один из самых старших членов «Воинства», бодр духом и с радостью делится вдохновением и благодарностью за жизнь, которую даровал Господь. Он профессор, всю жизнь преподает румынскую литературу, пишет книги. Перед встречей мы читали его статью «Поэт родился нам», и были поражены тем, как поэтично и с какой любовью он пишет о Траяне Дорзе.

На встрече с нами он говорил, что когда нет внешних «уз», опасность начинают представлять «узы внутренние, узы ума». Даже при внешней свободе каждый может быть порабощен своими идолами, которых в современном мире предостаточно.

Во всех городах нас принимали как дорогих гостей. Но были встречи, которые на первый взгляд, были не столь заметны, но очень значимы. Когда мы уезжали из города Решица обратно в Сибиу, собирали вещи у машины, прощались, к нам подошла бабушка. Она не стала нас ни о чем расспрашивать, не стала говорить о себе. Она просто принесла нам пакет с фруктами и печеньем в дорогу. Бабушка так же поспешно ушла, как неожиданно появилась, мы едва успели поблагодарить ее. И этот подарок от сердца был очень дорог нам...

Я благодарю Бога за эту поездку и встречу с такими людьми, за встречу с православным братством, у которого мы многому можем научиться!

Сибиу
Сибиу
Лекция в Университете им. Лучиана Благи
Лекция в Университете им. Лучиана Благи
Конференция, посвященная 100-летию со дня рождения поэта Траяна Дорза
Конференция, посвященная 100-летию со дня рождения поэта Траяна Дорза
На могиле о. Иосифа Трифы
На могиле о. Иосифа Трифы
Дом о. Иосифа Трифы
Дом о. Иосифа Трифы
Клуж-Напока. В храме
Клуж-Напока. В храме
Вместе с еп. Василе
Вместе с еп. Василе
Встреча с митр. Андреем
Встреча с митр. Андреем
С Василе Добреа
С Василе Добреа
Георгий Прекупеску
Георгий Прекупеску


Алена Осипова

конец!