Выставка «Красная Пасха 1917», открывшаяся 7 декабря в Воронежской универсальной библиотеке им. И.С. Никитина, посвящена наблюдениям и рассуждениям свидетелей событий весны 1917 года.
«Год столетия революции дает возможность заново пережить события весны 1917 года. В России стала складываться новая реальность, не только политическая, но и духовная. Дневниковые записи, стихи, воспоминания, фотографии тех лет позволяют увидеть это время глазами людей разных сословий, религиозных убеждений, уровня образования. Свидетельства современников доносят до нас самые первые впечатления от стремительно развивавшейся в стране революции. Они передают противоречиво атмосферу весны 1917: от подъема и воодушевления, вплоть до отождествления между собою Пасхи и революции ("Россия воскресе!") – до осознания происходящего как великой трагедии», – такими словами задают тон выставки ее организаторы.
Выставка проходит в рамках регионального этапа ХХVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» по благословению митрополита Воронежкого и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии. Ее организаторы в Воронеже – Комиссия по канонизации святых Воронежской епархии, Введенское православное братство (Москва) и воронежские малые православные братства во имя свт. Тихона Задонского и прп. Силуана Афонского.
Председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской и Лискинской епархии отец Андрей Изакар передал приветствие и благословение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии, и поблагодарил устроителей за «глубокую выставку», за то, что она «предлагает размышлять о человеке».
– Этими размышлениями делятся очень многие люди, жившие в начале века, которые приняли на себя беды и скорби XX столетия, – отметил отец Андрей.– Текущий год – время подведения итогов столетия. В минувшем году, с самого его начала мы пристально всматривались в события 1917 года, – сказал во вступительном слове Алексей Евстигнеев, председатель малого православного братства во имя свт. Тихона Задонского. – Мы читали мемуары, поэзию, слушали музыку и знакомились с богословскими трудами того времени, чтобы понять, что именно произошло сто лет назад. Для нас важны были не столько факты, сколько дух произошедших событий. Именно дух определяет произошедшее – происходило добро или зло. Мы, ныне живущие, являемся наследниками того времени и того духа. Поэтому в наших силах, разглядев тот дух, который пребывает в нас, обратиться к Богу с покаянием – и не только за наше поведение и состояние, но и за наших предков. Сегодня мы имеем возможность и власть обратиться к Богу с просьбой очистить нас от всего чуждого, что хлынуло на нашу землю в минувшие годы.
Также Алексей Евстигнеев поблагодарил митрополита Сергия за благословение и Никитинскую библиотеку за сотрудничество.Ольга Хегай, автор идеи выставки «Красная Пасха 1917» сказала:
– 1917 год – это прежде всего перелом духовной жизни. И не просто перелом, а падение. Причиной революционных событий послужил общий духовный упадок. После революции в стране поселились другие духи – братоубийство, озлобление, ненависть, недоверие, масштабное доносительство, которое никогда прежде не было свойственно русскому народу.
Авторы выставки, изучая материалы эпохи (дневники, воспоминания, художественное творчество), задались вопросом: можно ли было в то время, находясь внутри событий понять и правильно оценить происходящее. Один из частных вопросов – как прошла Пасха, Светлое Христово Воскресение в 1917 году. Представленные материалы не ограничиваются днями Пасхи 1917 года. Они охватывают период предшествующего Великого поста и до дня Святой Троицы. На этот период приходятся события от февральского переворота до первого кризиса временного правительства.
Переходя к авторской экскурсии по выставке, Ольга Хегай рассказала о тех, чьи оценки событий 1917-го года представлены в экспозиции: от императора до простых служащих. Среди прочих – священники, миряне, военные люди, принявшие революцию и отвергнувшие ее.«Настроение духа смущенное, – можно услышать на экскурсии голос из провинции. – Не миновать нам настоящей беды при таком отсутствии власти, закона и порядка».
Один из революционеров, инженер-железнодорожник, описывая ситуацию на улицах, делает такой акцент: «Несмотря на стрельбу, улицы полны людей. Много женщин, детей. Украшают дома красными флагами. В воздухе что-то праздничное, как на Пасху».
Происходящие события внешне были очень похожи на крестный ход с хоругвями. Федор Степун, философ, историк и писатель, так описывает события уже после Октябрьского переворота: «От штабов к позициям и обратно носились краснофлажние автомобили и красногривые тройки. Все было призрачно и двусмысленно: не то Пасха, не то революция».
Александр Бенуа, русский художник, историк искусства, основатель объединения «Мир искусств», 3 июня (21 мая) 1917 года в день Святой Троицы по возвращении с религиозно-философского собрания в Санкт-Петербурге, оценивая происходящее, цитирует церковного историка А.В. Карташова, изгнанного позже на «философском пароходе»: «Социализм и, в частности, марксизм, не способны получить религиозное углубление. Кому дорога свобода и личность, тот никогда не поместится в лоно марксизма (и с этим я согласен). Весь социализм страдает безнадежной пустотой. Между тем природа не терпит пустоты. Там, где нет христианства, воцаряется Антихрист».