В этом году в Виннице, последнем месте служения архиепископа Иннокентия (Тихонова), одного из основателей петроградского Александро-Невского братства, впервые служили ночную литургию в память о его мученической кончине.
В ночь с 29 на 30 ноября несколько десятков человек собрались в храме Святого Вознесения – прихожане, члены местной молодежки, те, для кого память об этом человеке особенно важна. Место молитвы было выбрано неслучайно: у этого храма тело владыки Иннокентия было захоронено в 1943 году, через шесть лет после расстрела.
«Так сложилось, – говорит инициатор события иерей Назарий Давидовский, руководитель молодежки храма, – что жителям города, к сожалению, мало известна эта страница нашей трагической истории. По подсчетам исследователей, в 1937-1938 годах в Виннице было расстреляно около двадцати тысяч человек. Среди них было много священнослужителей во главе с архиепископом Иннокентием. Именно в эту ночь в 1937 году святитель принял мученический венец в тюрьме НКВД. Во время раскопок 1943 года его тело было найдено и перезахоронено вместе с другими жертвами неподалеку от нашего храма».
Идею поминовения поддержала молодежь храма. Молодые люди принимали активное участие в богослужении: одни пели, другие помогали в алтаре.
По окончании литургии был отслужен молебен архиепископу Иннокентию. Специально для этого памятного дня иконописец Ростислав Моцпан написал икону святого Иннокентия, которая отныне будет находиться в Вознесенском храме Винницы. Также в храме была совершена поминальная панихида по всем невинно убиенным в годы безбожной власти. Отец Назарий выразил надежду, что традиция молитвенного поминовения продолжится в будущем.
Напомним, что владыка Иннокентий (Тихонов) в 1993 году причислен к лику местночтимых святых в Харьковской епархии, в которой он служил в течение трех месяцев в 1937 году до перехода на Винницкую кафедру.
Вспоминая архиепископа Иннокентия, для которого настоящим откровением Божьим стал опыт братской жизни, перечитаем некоторые строки из его писем, которые он писал братству из Архангельской ссылки.
«Братство есть старая, но забытая и обновляемая форма церковной жизни. Оно есть жизнь церкви в Церкви, Которая не есть какое-то внешнее учреждение, но, напротив, семья наша, истинное единение наше во Христе».
«Паки и паки скажу вам: Братство есть единственно истинная в условиях нашей жизни форма церковного единения; форма притом такая, какую, думается, не разрушат и самые врата адовы.
В этом смысле заявляю: Братство священно, возлюбить и оценить его надо». 8 декабря 1922 г.(1)
«С любовью воскрешаю я вас в своей памяти. Вижу ваши воодушевленные лица в момент горения вашего пред Богом. И вижу я на вас избрание Божественное. Вам в братском единении вашем открыта тайна Церкви Христовой, этой Божественной экклезии, как она называется по-гречески в символе веры.
Ведь это название и есть по самому значению своему – общество избранных. И вижу, что запечатлены вы печатью Божией, на которой, как говорит апостол (2 Тим 2:19), две надписи:
1) «Познал Господь Своих»
2) «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
Вы – свои Богу (Еф. 2:19) и Он вас познал и отметил. Сим дорожите, и о сем радуйтесь. Вы исповедуете имя Его. Посему удаляйтесь от неправды, в чем бы она ни проявлялась – в учении ли чуждом, или в злом деле» 20 января 1923 г. (2)
«Други мои, нужно хранить в идее и в жизни нашей принцип Церкви, как общества, как святого общения избранных Божиих, нужно украшаться верою в Бога и Творца и Искупителя, верою, которой мы научены в церкви же, нужно богатеть добрыми делами и собирать сокровище некрадомое и неистощимое на небе по слову, непосредственно сказанному Спасителем нашим. Итак, и от о. Льва, и от Мелхиседека перехожу к мысли о том же, о чем писал я вам во всех письмах своих: берегите Братство, это святое общение в Церкви.
Доселе вы очень дорожили зданием, иконами, украшениями и принадлежностями богослужения, колоколами.
Кажется, всё Господь возьмет на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то всё может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати христианской жизни. А погибнуть церковное общение может только тогда, когда мы сами это сделаем, т.к. если мы этого не захотим и не сделаем, то общение с Церковью не уничтожит и весь ад во всём его могуществе и злой мудрости (Мф 16:18).
Итак, будем хранить мир, братолюбие, ставить друг друга выше себя, искать случая друг другу сделать радость и оказать помощь служить друг другу тем даром, какой каждый из нас получил от Господа, изгонять всякую вражду и зависть и мелкую придирчивость друг к другу. А искушений и скорбей, которых будет ещё, конечно, немало, не чуждайтесь. Они необходимы для христианина и для Церкви неизбежны» 10 февраля 1923 г.(3)
(1) Цитируется по: Зегжда С.А. Александро-Невское братство. ИД «Новости МИРА», 2009. С, 61.
(2) Там же. С. 70.(3) Там же. С. 78.