Проповедь делом

24 сентября исполнилось 160 лет со дня рождения религиозного мыслителя и основателя Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева (1851-1908).

24 сентября исполнилось 160 лет со дня рождения религиозного мыслителя и основателя Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева (1851-1908). Созидание братской жизни стало главным делом его жизни.

Слово Н.Н. Неплюева – устное или письменное – всегда было со властью. Правящий черниговский епископ Сергий (Соколов) благословил Н.Н. Неплюева облачаться в стихарь и произносить проповедь в храме. Вспоминая этого замечательного человека, всю свою жизнь отдавшего на служение Богу, мы публикуем его первую проповедь, произнесенную им в только что открытом и освященном храме во имя Воздвижения Креста Господня.

* * *

Праздник Воздвижения Креста Господня

14 сентября 1893 года

(Из школьного дневника)

14-го числа нас разбудили в 6 часов утра. Прекрасное, светлое, ясное утро нас приятно поразило. «Совсем летнее утро», говорили воспитанники, не достает только веселого щебетания пташек. Золотые лучи яркого солнца целыми пучками пробивались между ветвей дерев и падали прямо в окошки, освещая нас и наши кровати[…] Это было для нас очень приятно и многие говорили: «Милосердный Господь неизменно для наших праздников посылает хорошую погоду». И действительно, как будний день – холод и дождь; как торжество у нас, освящение нашей церкви или другой какой праздник – погода отличная; так и сегодня: чудный день, на небе ни облачка, золотые лучи осеннего солнца ярко сияли, легкий ветерок тихо качал пожелтевшие верхушки дерев, почернелые листья наших молодых тополей срывались и тихо падали, устилая дорожки мягким ковром; пользуясь, быть может последним хорошим днем, товарищи в ожидании служения гуляли в парке.

Время шло, было уже около 10 часов; возле церкви собралось довольно много посторонних лиц; приехал священник и скоро начали благовестить; все мы пошли в церковь; там было уже все готово; все свечи и кадила зажжены; началось богослужение. Наша церковь маленькая, уютная, молиться в ней очень приятно и легко. Всех предстоящих знаешь и любишь, все совершается тихо и благоговейно; и хорошее пение соединенного хора, и сердечное единодушие молящихся, все располагает к молитве и умилению.

Сегодня впервые Н.Н., облеченный в стихарь, говорил проповедь. Он вышел из алтаря радостный, стал у царских врат за аналой, перекрестился и начал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие о Христе братья и сестры, благочестивые слушатели и слушательницы! Покойный, незабвенный друг и архипастырь наш Епископ Сергий благословил меня произносить поучения с церковной кафедры и для того облачаться в стихарь. Сегодня в первый раз я пользуюсь этим правом и искренне радуюсь этому. Сегодня большой для нас праздник, подумаем, братья, как нам, христианам, надо праздновать его, чтобы наше празднование не было нам же в суд и осуждение. Если мы в молитве обращаемся к Господу с чистым сердцем, с любовью к нему и искренним желанием принять от Него дары Духа Святого, укрепляющего и возвращающего нас в добре, то молитва наша угодна и приятна Богу, и есть великое, святое таинство; напротив, если мы в молитве обращаемся к Господу с надеждой подкупить Его сладкими речами, если в молитве просим одного, а в жизни стремимся к другому, то молитва наша ложь, оскорбление и грубое издевательство над Господом Богом. Точно также и наши празднования могут быть и святыней, освещающей нас, или оскорблением Господу Богу, и таким образом послужит нам во спасение, или в суд и во осуждение.

Во всяком празднике, кроме воспоминаемого события, заключается и вечный, на все времена непреходящий смысл, благодаря которому каждому празднования соответствует и логично вытекающая из него обязанность для тех, кто его празднует. Подумаем же, что вытекает для нас из празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот день Императрица Византийская нашла в земле тот крест, на котором был распят Христос, открыла его и вместе с Патриархом воздвигла его высоко перед народом. До того времени крест был скрыт под грудою мусора и таким образом был невидим для людей. Что же для нас есть дорогого в кресте? Ведь не то – из какого он дерева сделан, даже не форма его, а дорога память о том, что на нем пострадал и умер Христос Спаситель, который пришел нас ради грешных и ради нашего спасения.

Подумаем, что сделал для нас Христос, когда пришел на землю. Ему не нужно было надевать на себя эти кожаные одежды тела, эти цепи, приковывающие каждого из нас к земле. Он мог оставаться и радоваться на небе в общении с Богом Отцом и со Святыми Ангелами, благоговейно любящими Его и, однако, из любви к грешному человечеству, Он пришел на землю, чтобы показать людям, что есть путь, истина и жизнь. Идя на землю, Он знал, что Архиереи и книжники, которые должны были проповедовать Его народу, будут гнать Его, смеяться над Ним и, наконец, назовут Его, Сына Божия, Веельзивулом. Он знал, что Его оклевещут, предадут суду и, наконец, распнут; распнут за богохульство! будут бить Его; плевать Ему в лицо и всячески издеваться на Ним… Все это Он знал и однако пришел сюда, подставил щеку Свою под удары и претерпел все до конца, чтобы Его язвами мы исцелились. Вот что дорого для нас в кресте!

Если после всего этого мы не следуем за Христом и не исполняем Его святую волю, разве мы честно празднуем наши праздники, разве мы искренно молимся Господу Богу! Нет, мы тогда не христиане, а грубые язычники, которым и молитвы и таинства и празднования и все в суд и во осуждение! А как часто бывает, что люди успокаиваются на том, что пошли в церковь, поставили свечу или принесли какое-либо пожертвование, таким людям Господь устами пророка Исайи говорит: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня. Новомесячий и суббот, праздничных собраний могу терпеть: беззаконие и празднование. Новомесячия и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды… Тогда придите и рассудим, говорит Господь» (Исайя 1 гл., 12-18 ст.). Если так говорил Пророк людям ветхого завета, то как бы сказал он это нам, когда 18 веков прошло со дня пришествия в мир Христа Спасителя, а мы поступаем не лучше евреев времен Исайи.

Какое же, братья мои, значение вечное, непреходящее имеет для нас Воздвижение Креста Господня. Если мы признаем это событие достойным празднования, то мы признаем его великим и святым, а признав это мы должны мысли, чувства и жизнь свою согласовать с Ним, должны и мы воздвигать Крест Господень. Ведь можно воздвигать не только крест материальный, сделанный из дерева, но и крест духовный в уме своем, в сердце своем, в жизни своей; и не только своей, но и в ближних наших. Если мы честные христиане, то должны это делать.

Если мы понимаем волю Божию, если ум наш просвещен светом от Света небесного, если в уме нашем ясное сознание цели бытия нашего, Крест Господень воздвигнут в уме нашем.

Если мы любим только то, что любить завещал нам Христос Спаситель, любим Господа Бога, любим ближних наших, любим волю и дело Отца нашего небесного – Крест Господень воздвигнут в сердце нашем. Если, наконец, мы и в жизни проводим то, что понимаем и любим, стараясь жизнь стройно организовать на основе христианской любви, мы воздвигаем Крест Господень в жизни.

Каждый честный христианин должен помогать воздвигать Крест Господень и ближним своим в умах, сердцах и жизни их. И чем более, кто считает себя умным (а так многие гордятся своим умом), тем глубже, шире и яснее он должен понимать мудрую волю Верховного Разума мира; он должен положить все силы ума своего на познание воли Божией, и на объяснение ее людям. Если кто считает себя добрым, сердечным, тем более он ответствует перед Господом, если остается холоден к Нему, к воле и делу Его, если многих не заразить вдохновением любви своей.

Если мы всего этого не стараемся достигнуть, если, имея возможность, мы ничего не делаем, чтобы воздвигнуть животворящий Крест Господень в умах, сердцах и жизни, мы не честные христиане, не честно, во осуждение себе празднуем воздвижение Креста Господня.

Постараемся же, братья, положить все, что имеем, богатство, ум, влияние – на то, чтобы воздвигать Крест Христов во все дни жизни нашей.

А теперь соединим моления наши, чтобы Господь благословил и укрепил нас на этом пути: «Отче наш! огради нас от уныния и хлада духовного (все мы, охваченные духовным порывом, как один человек без предварительного уговора опустились на колени и искренно, многие со слезами, соединились в общей молитве). Господи, укрепи в сердцах наших любовь, умы нашим светом разумения правды Твоей просвети, все существо наше вдохновенною радостью о служении вечному Святому делу Твоему преобрази и освяти. Сподоби нас непрестанно воздвигать в умах, сердцах и жизни животворящий Крест Твой; да будет мир, любовь, единодушие и единомыслие между всеми нами; да любим друг друга, как Ты возлюбил нас и да познают все, что мы Твои ученики, ибо един у нас учитель-Христос, все же мы братья. Исцели душ наших болезни Жизнеподатель и в немощах наших твори великие и чудные дела Твои. Слава Тебе, создавшему нас по образу и подобию Своему! Слава Тебе, показавшему нам Свет. Слава Тебе, любовью и радостью души наши вдохновляющему. Аминь».

Из книги «Воздвиженская школа – колыбель Трудового братства». СПб., 1895. С. 62-64.

Информационная служба Преображенского братства
конец!