Едва ли надо напоминать, насколько важно для Преображенского содружества знакомство со всеми существующими формами братской и общинной жизни. Тем более это касается опыта епископа Макария, воспринявшего эту традицию от братства Н.Н. Неплюева и воплотившего ее в жизнь в самое, казалось бы, неподходящее для этого время – в 20-е - 30-е годы ХХ века.
В первой части встречи Анна Дмитренко, восстановившая биографию вл. Макария по архивным материалам, напомнила об основных вехах его жизни и служения: о знакомстве с Н.Н. Неплюевым и его Крестовоздвиженским трудовым братством, о службе в с. Велебицы Новгородской губернии, где он основал свое первое братство, о епископской хиротонии в 1922 году и о письме Патриарху Тихону 1924-го года, где вл. Макарий просил благословения на служение епископа-катехизатора. Затем были братства, основанные в Череповце, Новгороде, Галиче – в перерывах между двумя арестами и ссылками.
После 1937 года имя вл. Макария в архивах более не упоминалось. Было неизвестно, сумел ли он избежать ареста, живя, подобно многим священнослужителям в те годы, практически на нелегальном положении, или был расстрелян в годы Большого террора, или погиб в лагере от голода и холода. Выяснить, какой же была его судьба, довелось паломникам Покровского братства. Им не пришлось рыться в архивах, писать запросы, разбирать полустертые документы и.т.д. Как оказалось, в разных местах разные люди знали отдельные подробности о жизни владыки Макария, не зная целой картины. Члены братства, поставив перед собой вполне скромную задачу - объехать все места, где служил владыка - оказались той иголкой с ниткой, что сшила отдельные фрагменты в цельное полотно.
Летом 2011 года в Великом Новгороде Сергей Моисеев, член городского Общества любителей древности, показал могилу вл. Макария. Так удалось узнать, что владыка Макарий избежал ареста и умер своей смертью во время оккупации в 1941 году. Но о людях, похоронивших владыку, краевед ничего не смог рассказать. Однако через некоторое время выяснилось, что в Череповце проживает последняя из оставшихся в живых сестер братства, Екатерина Ивановна Пикина, бывшая с владыкой до самого его конца и сохранившая архивы владыки и братства.
Об открытиях членов Покровского братства рассказала Александра Буданова, студентка Свято-Филаретовского института. Но самым впечатляющим моментом была видеозапись встречи с Екатериной Ивановной от 8 августа 2012 года. Рассказ Екатерины Ивановны не раз прерывался восторженными возгласами и аплодисментами слушателей – настолько важным оказалось то, что она говорила. Важным было и то как она говорила: ее слова - итог опыта братской жизни. Как сказал в заключительном слове о. Георгий Кочетков, у нее удивительная способность передавать самое главное в вере.
«Цените братскую жизнь – она вам понравится» - говорила Екатерина Ивановна. И тут же добавляла – конечно, если вы не рассчитываете только брать. В братстве надо отдавать все – и тогда обретешь стократ больше. И опять же за этим стоял собственный опыт. Екатерина Ивановна неоднократно на протяжении встречи повторяла, что жизнь в братстве была самым счастливым временем.
В конце встречи Валерий Авдасев, директор музея «Трудовое братство Н.Н. Неплюева», посвятивший жизнь сохранению памяти о братстве Н.Н. Неплюева, заметил, что встреча показала ему, что традиция Н.Н. Неплюева не угасла в советские годы, как ему казалось, но была подхвачена вл. Макарием. «Даже развита», – уточнил о. Георгий Кочетков в заключительном слове, – «поскольку епископ Макарий создавал не просто трудовые братства и общины, но братства, где была сознательная миссионерская и катехизаторская деятельность».
Жизнь владыки Макария - пример того, как Господь действовал даже в невыносимых условиях жизни в сталинские времена. А слова Екатерины Ивановны о любви к братству - это благословение святых начала ХХ века, прямо дошедшее до нас.