«Это не фантастика!»

29 августа в Санкт-Петербурге открылась выставка «Человек веры», которую ждали здесь не один год. Об этом рассказала Нина Ивановна Попова, директор музея А.А. Ахматовой в Фонтанном доме.

29 августа в Санкт-Петербурге открылась выставка «Человек веры», которую ждали здесь не один год. Об этом рассказала Нина Ивановна Попова, директор музея А.А. Ахматовой в Фонтанном доме. Почему сегодня так важно вспомнить о Н.Н. Неплюеве и его Крестовоздвиженском братстве? Нина Ивановна нашла ответ в словах священника Георгия Кочеткова, духовного попечителя Преображенского братства: «Пока церковь словно не видит лица ближнего своего; пока еще нет тех близких, родных отношений, той взаимной ответственности и поддержки, которая должна быть между членами церкви; пока нет способности относиться к традиции творчески, открыто, а не механически, магически и схоластически, – до тех пор будут нужны общины и братства, которые все эти вещи призваны компенсировать».

Что общего между Ахматовой и Неплюевым? Это люди разных поколений и, тем более, сфер жизни. Крупный помещик, всю жизнь проживший на Украине, и петербургская поэтесса. Однако это люди одной духовной породы, настоящие аристократы духа, наделенные множеством даров и талантов, которые они использовали не для себя или своего ближайшего круга. Они взяли на себя ответственность за всю Россию, за свой народ. Это люди веры, той подлинной веры, которая преображает жизнь и дает ей глубинные силы. Люди творчества, способные останавливать колесо истории. Об этом говорила Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства, взявшего на себя труд устроения выставки в Петербурге.

Дмитрий Гасак, проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, одного из главных организаторов выставки, отметил, что суть дела Неплюева была не в просветительском пафосе, а в стремлении к церковному единству, о котором мы знаем из христианского откровения. Именно из этого корня возникли и школы, и братство. До сих пор этот корень плодоносит, о чем готовы свидетельствовать потомки братчиков, приехавшие на открытие этой выставки. Николай Николаевич Неплюев дерзновенно попытался соединить разорванное, разделенное светское и духовное начало, стараясь саму жизнь человека сделать единой не в обрядовом смысле, а в духовном, личном плане. Эта тема актуальна сейчас не меньше, чем в конце XIX века: жизнь не должна дробиться на части, она должна быть целостной. И замечательным примером целостной жизни стала жизнь самого Неплюева.

Светлана Чукавина, руководитель авторского коллектива выставки и музейно-выставочного отдела культурно-просветительского фонда «Преображение», рассказала об истории создания выставки. Большим подспорьем для нее оказалась забота Неплюева о том, чтобы о Крестовоздвиженском братстве потомки могли узнать как можно лучше: братчики вели летописи жизни братских семей-общин, фиксировали в фотографиях значительные моменты жизни, публиковали отчеты о жизни братства. Поэтому, хотя в Воздвиженске после разгрома братства в 1929 году были разрушены братские дома, уничтожены все вещи братства, – фотографии и документы остались. Тем не менее, не вся история братства известна достаточно хорошо. Историкам еще предстоит узнать, что происходило с членами братства после его разгрома. В частности, что делал для распространения этого опыта братский священник Александр Секундов, который был жив еще в течение восьми лет после этого: его расстреляли в январе 1938 года.

Протоиерей Георгий Митрофанов, зав. кафедрой истории Санкт-Петербургской духовной академии, говорил о Крестовоздвиженском братстве в контексте проблем, которые переживала Россия во второй половине XIX века. Интеллигентные крестьяне – это парадоксальное определение лучше всего говорит о том, кого воспитывал Неплюев. Это была колоссальная общественная задача, решение которой могло бы предотвратить катастрофу, разразившуюся в стране в 1917 году. Говоря о церковном аспекте жизни Крестовоздвиженского братства, отец Георгий отметил, что духовенство России по разным причинам практически не учило верующих быть христианином не только в храме, но и в бытовой, трудовой, семейной и общественной жизни. Неплюев в своем стремлении воспитывать мыслящих, просвещенных христиан был практически первопроходцем. Его дело оказалось достаточно успешным. Благодаря усилиям Неплюева возник прецедент активной христианской общественной жизни, которая в дальнейшем могла бы сориентировать значительную часть общества на христианское созидание России. Несмотря на то, что наши условия также не благоприятны для развития христианских общественных движений, следует продолжать этот, не то чтобы «сизифов» труд, но в высшей степени благородное донкихотство Н.Н. Неплюева.

Большой честью для организаторов выставки назвала Юлия Балакшина участие в ней потомков братьев и сестер Крестовоздвиженского братства – Ольги Всеволодовны Позниной, преподавателя финансово-экономического университета Петербурга, внучки члена братской думы; Людмилы Сергеевны Федоренко, литератора из Челябинска, внучки братского поэта, учителя истории в братских школах Василия Федоренко; Георгия Николаевича Фурсея – доктора физ.-мат. наук, профессора, вице-президента РАЕН, внука ближайшего помощника Неплюева – Андрея Фурсея. Потомки братчиков сердечно приветствовали гостей выставки. «Как физик, как ученый, я утверждаю, что опыт Николая Николаевича и его братства доказывает, что жить по-христиански, по Евангелию возможно. В науке очень важен эксперимент. Так вот, это не фантастика и не утопия – братство реализуемо, и доказательством этого является жизненный подвиг Н.Н. Неплюева», – сказал Георгий Николаевич Фурсей.

В завершение вечера гости и организаторы продолжили общение под звуки Генделя, Беллини, Моцарта и Россини в исполнении Елены Ивановой.

Дмитрий Гасак
Дмитрий Гасак
Протоиерей Георгий Митрофанов
Протоиерей Георгий Митрофанов
Георгий Николаевич Фурсей
Георгий Николаевич Фурсей
Людмила Сергеевна Федоренко показывает оригиналы документов членов братства
Людмила Сергеевна Федоренко показывает оригиналы документов членов братства

Анастасия Наконечная


Фото Игоря Хмылёва

 
конец!