Редко думают о маловероятности Рождества Христова и Богоявления. Чаще говорят о маловероятности возникновения на планете Земля условий, подходящих для фотосинтеза, чем о маловероятности на ней условий, делающих возможным вочеловечение Бога.
Ещё реже думают о том, что это событие по своей невероятности сопоставимо с сотворением мира. Впрочем, о нём тоже нечасто размышляют в категориях невероятности, в категориях свободы и риска, из которых Бог нас сотворил, если угодно, в категориях чуда. Почему-то привыкли думать, что у Бога чудес не бывает, и что для нас чудо – для Него обыденность. Желая представить себе Его жизнь чем-то более обеспеченным и надёжным, на самом деле очень обедняют своё представление о ней. Думают, что у Бога всё по расписанию: сотворение мира, жизни, человека, а потом вочеловечение, распятие, воскресение... что там ещё – страшный суд? В конце концов, Он же Бог: всё знает, всем управляет.
Трудно думать о рождении Богочеловека как об уникальном и рискованном предприятии, как о чуде и новизне в Боге, а не только в нашей истории. Почему-то привыкли считать, что Христу смысл собственной жизни и судьба были понятны чуть ли не с момента, когда Он тихо сопел в хлеву. В неправедном суде и расправе над ним не принято видеть сопротивление среды и злой рок. Нам трудно всерьёз читать евангельские места, где описаны Его искушения, сомнения, страхи – как будто это всё понарошку: Он же Бог.
Бердяев пишет, что «события, раскрывающиеся в Евангелии, которые не походят на обычные исторические события, понятны лишь в том случае, если это также события моего духовного опыта и духовного пути». Тоже крайне маловероятный сюжет. Потому что каждое событие духовного опыта есть невероятное чудо. Найти своё призвание, испытать в жизни опыт настоящего общения, научиться любить так, чтобы это умножало свободу, а не похищало её – почти всё, что делает жизнь достойным начинанием – невероятное чудо. В этом мире наши шансы очень малы на то, чтобы Рождество и Христос стали «событием нашего внутреннего опыта». Слишком велико давление общественного мнения, рабство страхам, недоверию, вражде и конкуренции, навязчивым образам массовой культуры и религиозным стереотипам.
Для меня и ещё примерно нескольких тысяч человек вероятность этого сюжета – про общение, призвание и вот это всё – приблизил Свято-Филаретовский институт, редкое в нашем холодном мире место, где Христа не боятся и не стыдятся и стараются сделать всё, чтобы помочь тем, кто хочет стать Его учениками, действительно ими стать.
Святые дни (так сейчас они все называются до Богоявления) – лучшее время, чтобы поддержать святое дело. Я поддержала.
Год назад мы "подружились" с Алексеем Жуковым
В поисках обновления люди меняют профессию, машину, место жительства...
Вера - исключительный и чрезвычайный вопрос человеческой свободы