Дорогой владыка! Дорогие отцы, братья и сестры!
По существу сегодняшнее торжество уже началось. Мы были на Евхаристии, и следовательно главное событие этого дня уже произошло и сейчас наше собрание — это как бы ответ на те дары, которые дает Господь, которые Он даже уже дал. Для нас юбилей — не повод для пиара или тщеславия. Это новая возможность общения, расширения действия благодати Божьей в наших сердцах и, насколько возможно, вокруг нас самих. Это повод для того, чтобы снова увидеть друг друга, как говорил апостол Павел, что он хочет насладиться «верою общею, вашею и моею» (Рим 1:12), увидев друг друга лицом к лицу. Ничто не может заменить этого взгляда другого человека. На этом строится христианская жизнь, на этом строится и наша братская жизнь, на этом строится общинная жизнь, то есть жизнь духовной семьи в церкви.
Господь много даров подал Своему народу, потому что Он хочет спасения всех и для всех. То, что Он избирает людей в Свой народ не означает, что Он забывает о других. Мы призваны быть «светом миру» и «солью земли». Каждый христианин должен помнить об этом. Поэтому в церкви есть и всякого рода миссионерские площадки, и приходы, которые могут собирать народ отовсюду. Но есть место и глубоко личностным отношениям лицом к лицу в общинах и братствах. Здесь лучше всего проявляется соборность Церкви. Силы мира сего делают очень много для того, чтобы разрушить эту основу нашей жизни — именно личностные и соборные отношения в церкви, чтобы посеять в церкви недоверие, отчуждение, вражду и многие другие страсти и грехи, которые перечислять не буду, — вы прекрасно знаете, о чем идет речь, когда мы говорим о духе мира сего, который проникает и во двор храма Божьего. Не случайно последний Божий суд начнется именно с этого двора.
Слава Богу, что страшные события ХХ века подвигли наш народ, нашу церковь, и другие церкви, другие народы к рождению неформальных, неофициальных, не просто дипломатических и взаимовыгодных отношений, подвигли церковные структуры к тому, чтобы вспомнить, как строились отношения многих святых к ближним, к миру, друг ко другу.
Слава Богу, и Римско-католическая церковь признала возможность таких братских отношений наряду с традиционными иерархическими поместно-приходскими и епархиальными структурами. И протестантские конфессии в этом отношении сделали большой шаг вперед, преодолевая искушение обмирщения. Поэтому случилось неожиданно так, что христиане к концу ХХ века — началу XXI века оказались ближе друг ко другу в своей вере, молитве и жизни, чем это было, скажем, в середине XIX века.
В нашей церкви еще не до конца осознанны эти процессы, поэтому не всегда понимается идея братства, не всегда понимается общинность, не всегда правильно воспринимается апостольская преемственность. Остается очень много серьезных вопросов, которые потребуют длительного, кропотливого обсуждения для нахождения полноты взаимопонимания и общения.
Никто не должен ни на кого обижаться. Обида — в принципе нехристианское чувство. Все христиане претерпевают какие-то трудности, неприятности, а если делают что-то доброе для другого, то и гонения. По-другому просто не бывает, и в Писании об этом прямо сказано. И нашему братству приходилось претерпевать трудные периоды, годы, десятилетия, и, тем не менее, сегодняшнее служение в патриаршем соборе показало, какие чудеса может творить христианское единодушие, единство в вере, надежде и любви, в поиске истины и духа свободы.
Слава Богу, в наше время, не то, что в прошлые века, общинно-братское движение, распространившееся в православном мире и в других церквах, не вызывает желания разложить костер и кого-то убрать. Даже тогда, когда нет полного взаимопонимания, все христиане чувствуют, что нужно еще поработать, потрудиться на поприще любви, потому что это и есть поприще церкви. Церковь лучше всего проявляет свою соборность и личностность именно в общинно-братском контексте своей жизни, но это и самый узкий, трудный путь, который всегда будет вызывать отчуждение у сил мира сего.
Наш братский юбилей, собравший так много друзей, для нас дар Божий. Это то, что, как нам представляется на сегодняшний день, способствует единству всей церкви. Нужду в этом мы все чувствуем. Единство — дар Божий. Христос призвал Своих учеников быть едиными, и никто отменить этих слов не может. Поставить под сомнение тоже. Мы знаем, что это требует обновления церкви Духом Святым. Эти слова также зафиксированы в Священном писании и отменить их никто не может. Поэтому мы с вами, дорогие друзья, сегодня радуемся этому дню. Хотя такие большие собрания для людей, привыкших к очень личным отношениям, даются сложновато. Уже не видишь лиц тех, кто сидит в последних рядах. И все-таки, я надеюсь, что наше познание Господа и пути церкви увеличится, укрепится, продвинется вперед. Пусть каждый из нас найдет много братьев и сестер, друзей среди тех, кто здесь находится. Не для того, чтобы воспользоваться чем-то, совсем не для этого, а только ради Христа, в силу христианской любви, открытости сердца, в надежде, что здесь нет ни одного человека с закрытым сердцем, побежденного духом лукавым. Мы в это верим и надеемся, что наша церковь укрепится, возродится и станет приемлемой, не просто привлекательной, а приемлемой для каждого человека, который временно или постоянно ступает на нашу землю или по нашей земле.
Сейчас очень трудный исторический период. Он переходный. Уже нет советского времени, но не определен еще новый. Можно предполагать, что он будет, но мы должны понимать всю меру ответственности христиан, не только иерархии, не только священства, но всех христиан за настоящее и будущее церкви, страны и народа.
Я еще раз хочу всех вас поприветствовать. Мне очень радостно и приятно видеть каждого из здесь находящихся. Слава Богу, здесь люди из многих стран, из очень многих городов нашей страны от самого запада до самого востока, от самого севера до самого юга. Получается невольно какой-то конгресс тех людей, которые ищут веры и доверия, надежды и любви, которые готовы полагаться при этом на силу Божью, которые готовы и сами что-то делать для этого.
Приветствую вас всех лобзанием любви.
Христос посреди нас!
Ответ: И есть, и будет!