13 марта в Риге прошел вечер памяти, посвященный исповедническому служению о. Павла Адельгейма, организованный членами Преображенского братства.
– Главным в жизни о. Павла была встреча с Богом, и это определило всю его дальнейшую судьбу, – подчеркнула ведущая Иоанна-Яна Калниня, член Преображенского братства из Риги и студентка СФИ.
Местом, где проводилась встреча памяти о. Павла Адельгейма Рига стала не случайно: он служил в Рижской епархии в 1975-76 гг., когда правящим архиереем был владыка Леонид (Поляков). Тогда митрополит Рижский и Латвийский Леонид сам пригласил о. Павла, которого в то время Ферганский уполномоченный по делам религий Рахимов и КГБ выжили из Ташкентской епархии, а другие архиереи боялись приглашать, опасаясь конфликтов с властями. Об этом напомнила член Преображенского братства Мария-Лига Зариня.
Как вспоминает о. Павел, в то время он унывал и вдруг получил приглашение от митр. Леонида (Полякова). Протоиерея Павла Адельгейма направили в Алуксне (бывший город Мариенбург, где родилась императрица Екатерина I).
– Приглашение обрадовало всю семью и наполнило надеждами. Мы приехали в Ригу втроём с младшими сыном и дочерью. Владыка принял нас в Рижском монастыре, пригласил разделить его трапезу. За обедом мы вспоминали общих знакомых, – пишет о. Павел Адельгейм. – В рижском соборе я впервые услышал чтение Апостола на русском языке. Владыка объяснил, что апостольские послания требуют большого напряжения для понимания на русском языке, а на славянском становятся совсем непонятными для слушателей.
На встречу памяти о. Павла собрались самые разные люди – прихожане православных храмов, студенты Латвийского Университете. Те, кто читал в сети об о. Павле Адельгейме и его мученической кончине, и захотел услышать рассказы людей, лично встречавшихся с замечательным священником.
Приход в Алуксне был дружный, прихожане сами построили вместительный дом для священника с семьей, храм был высоким и красивым. Однако и дом, и храм требовали ремонта. Владыка Леонид вручил о. Павлу значительные деньги для ремонта храма, и все лето ушло на косметический ремонт храма. В епархии не хватало священников, а у о. Павла был запорожец, поэтому его посылали служить еще и на приходах Виляки и Вентспилса. На приходе в Алуксне случались и курьезные ситуации:
– Владыка просил меня служить частично на латышском языке. Мне понравилось предложение, и я с жаром начал овладевать чтением Евангелия и служебника по-латышски, – вспоминает о. Павел. – Кажется, с латышским языком я переборщил. Владыка сказал мне с улыбкой: «Жалуются на тебя, что много по-латышски служишь. Говорят, что Вы Владыко, нам латыша прислали? Мы ничего не понимаем, у нас в приходе одни русские».
Ольга Борисова, выпускница СФИ, занимающаяся исследованиями церковной истории советского периода, рассказала о духовных учителях, истоках и преемстве служения о. Павла. Ее сообщение касалось в основном периода служения о. Павла в Ташкентской епархии, ставшего закваской всего его дальнейшего священнического пути. Архиепископ Ермоген (Голубев), архимандрит Серафим (Суторихин), архимандрит Борис (Холчев) – те, о ком сам о. Павел говорил как о «людях подвига» У них он учился «прежде всего, богослужению, проповеди, пастырской заботе». Обо всех этих людях они беседовали в далеких 1980-х с владыкой Леонидом.
– Как-то Владыка пригласил меня на свою дачу в Дубулты. Мы поехали на службу всей семьей вместе с Надеждой Александровной Павлович*. Владыка пригласил меня на богослужение. После Литургии мы все вместе пили чай у него в доме. У нас оказалось много общих знакомых, друзей и наставников… Владыка был в дружеских отношениях с Надеждой Александровной. Мы тоже встречались с ней прежде и переписывались. В Юрмале она проводила лето, снимая крошечную комнатку. В доме Владыки пили чай и беседовали. Надежда Александровна делилась воспоминания об о. Никоне и о. Нектарии Оптинских, тепло вспоминали Мечёвых, о.Бориса Холчева их Маросейских чад. Говорили о Блоке, его творчестве и жизни, – пишет о. Павел.
На встрече были показаны фильм Преображенского братства «Взрастут хлеба так солнечно и щедро» о том, как о. Павел построил храм в Кагане, и фрагменты из его проповедей.
Ольга Борисова рассказала об одном разговоре с о. Павлом Адельгеймом, во время которого она задала ему вопрос о его борьбе против неправды как в церковной, так и общественной жизни: «Как же Вы боретесь и ничего не боитесь?» Ответ о. Павла был простым:
– Какая же это борьба? Никакой борьбы нет, просто, если я не буду поступать по правде, я перестану быть человеком.
Это направило взгляд присутствующих на себя. Что значит для нас опыт такой исповеднической жизни? Одна из гостей заметила, что, если мы не будем стремиться обрести внутреннюю целостность, то наша расколотость и раздвоенность – когда мы говорим одно, делаем другое, а думаем третье, – может привести к тому, что зло нас может победить. Именно пример искренней целостной жизни о. Павла Адельгейма задевает за живое, побуждает людей осознать всю опасность раздвоенности, задуматься о том, как мы живем, и всеми силами стремиться обрести целостность и бескомпромиссность, служение Богу всей своей жизнью.
Ольга Борисова, Иоанна-Яна Калниня, Дарья Макеева
В статье использованы материалы блога о. Павла Адельгейма
* Надежда Александровна Павлович (17.09.1895–3.03.1980) – писательница и поэт, дружившая с А. Блоком, духовная дочь прп. Нектария Оптинского, знавшая Мечевскую общину.