Сегодня принято просить друг у друга прощения. И те, кто знают и хранят эту традицию, наверняка уже испросили у кого-нибудь этого прощения за то-сё, чего поднакопилось за год. И я не чужд этому обычаю, безусловно важному в начале Великого поста.
Но нынешний 2017 год, столетие революции, заставляет меня посмотреть на моё покаяние с новой стороны.
Я прошу прощения у моих родных, которых я забыл. Я не знаю своей родни и на 100 лет назад. А у кого спросить? Самая старшая по возрасту моя бабушка Поля сейчас где-то под Луганском, но с ней нет связи. Распалась связь времен, а я – Андрей, непомнящий своего родства. Я мог спросить раньше. Поискать, подумать об этом. Но не сделал так. Простите меня.
Мои родители говорили мне, что по одной линии у нас были кулаки, а по другой – красные комиссары. Я прошу прощения у тех, кого мой предок гнал, притеснял, обижал. Может быть, он был хороший человек или погиб в первом же бою Гражданской войны – я не знаю. Но никто меня не убедит, что можно встать на сторону осуществляющую террор и не понести за это никакой ответственности. Простите меня.
Я прошу прощения у моих детей, которые точно так же теперь обречены на беспамятство. Может быть, настанет мир, откроются архивы, и они смогут узнать что-нибудь больше, чем я. Но пока они знают меньше. Простите меня, мои милые.
Я прошу прощения у всех, кто оказался в таком же или похожем состоянии после мора ХХ века. Я не знаю, как пробудить общественную солидарность или гражданскую сознательность, но мне точно известно, что путь из таких ям – это путь духовных усилий. Путь покаяния. Простите меня.
Да, может быть, кому-то показалось, что я – не такой уж и плохой человек, чтобы начать вот так истово каяться. Но, поверьте, всё лучшее, что есть во мне, кричит: если я могу принести покаяние, в том числе за тех, кто на это уже не способен, то я должен это сделать. Сейчас. И весь этот год. И столько, сколько ещё понадобится.
А тем, кто нуждается в прощении, говорю: я делаю все усилия, чтобы вас простить и прощаю. Надеюсь, что Господь это примет. И укрепит всех нас.
Прости меня
Что для современного русского человека значат слова Гражданская война?
«...пролетариат добивает падающий класс...»
Спикеры подобрались высокого ранга - ничего не скажешь
К Рождеству ещё чего-нибудь испечём...