Прощать — значит исправить отношения, выправить то, что искривилось, извратилось, пошло не по верному, а по греховному, злому пути. Поэтому прощать всегда трудно. И всех прощать трудно, а конкретного человека, если он тебя сильно обидел, если он сильно, тяжко пред тобой согрешил, — ещё труднее.
Всех прощать бывает иногда легче, потому что как бы отвлекаешься от тех конкретных тяжких последствий грехов, которые в этом случае не видны. А вот когда речь идёт о конкретном человеке, видишь, прежде всего, последствия греха. Хорошо бы мы всегда видели последствия грехов — и всех, и одного! Тогда бы мы, во-первых, стремились быстрее прощать и прощать до конца, а во-вторых — мы бы поняли, что простить можно только тогда, когда имеешь к человеку любовь, когда имеешь веру в человека — в то, что он может исправиться, и в то, что силой духа, силой добра и света, и любви, и веры человек может, действительно, творить чудеса и в себе, и вокруг себя.
Поэтому будем набираться этой силы веры, любви и благодати, набираться милости, потому что Господь милостив. И мы увидим, что прощение каждого человека — это великая благодать, которая за собой влечёт множество добрых плодов не только для нас, но и для всех вокруг нас.
О слове патриарха Кирилла про русификацию богослужения
День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов
Каждый христианин ищет своё братство
О средствах и цели великого поста