Давно хотела об этом написать, но все руки не доходили.
В этом году, когда я писала курсовую, наткнулась в «Воронежских епархиальных ведомостях" от 1908 года статью «Перлы церковно-славянского языка".
Вот некоторые отрывки из нее:
«В чем, собственно, следует усматривать церковность: в мертвом ли и несознательном исповедании учения Церкви, или же в разумном отношении и усвоении его? Именно, только про разумное отношение к духу церковности Апостол Павел говорит: - "но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке". ( 1 Кор. г. 14, 19 ст.)
Сторонники церковно-славянских туманностей говорят, что молящиеся, с трудом разбирающиеся (разбираются ли?!) в темных глаголах (какого это наклонения?), - все-таки улавливают общий дух этих слов и понятий. Итак, гадательное (иногда даже в превратном смысле) понимание церковного богослужения признается и самими современными "Аввакумами". И это еще хорошо, если "богомолец с чутьем", по духу схватит и своеобразно поймет какое-нибудь "трудное" молитвословие или славословие; тут ему непонятное проплывет в его сознании серым облачком - и только».
«А то вдруг услышит: "Но всегда доброе гоните"... (1 Сол. 5, 15.) Это его смутит, огорошит, но он ни за что не догадается, что тут слово "гоните" означает "ищите". Что там говорить! Славянский язык при всей его выразительности и полноте, - язык даже не эстетический, особенно неподходящий для уха нашего многомиллионного темного православного люда. Ну, что за "аромат", напр., в таком букете славянского "цветения": "Ирод блядивъ", "поганые варвары - враги", "мое окаянство", "жупелъ", "гаждение", "дряселуя", "срачица", "окаляхъ", "воня", "ядрило" и мн. др."?
"Косные "славаки" не хотят поработать один раз для меньших братьев, а заставляют их упражняться в церковно-славянской кабалистике за каждым богослужением".
"Все это вместе взятое невольно наводит вдумчивого наблюдателя нашей церковной жизни на мысли о необходимости скорейшего разрешения назревшего вопроса Православной Русской Церкви, вопроса о реформировании церковно-славянского богослужебного языка. И будем надеяться, что это вопрос решится не в пользу наших "староверов", так как всестороннее суждение о сем предмете в достаточной степени нас убеждает, как мало риска предстоит на пути его осуществления, и как много существенной пользы истечет для многих из его применения".
Псаломщик Ив. Прозоровский»
Панихида памяти жертв крестного хода, расстрелянного в Воронеже в 1918 году