Нелля Бедеркина
Нелля Бедеркина

Панихида памяти жертв крестного хода, расстрелянного в Воронеже в 1918 году

Сегодня в полдень по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия несколько десятков верующих, представители духовенства собрались вместе, чтобы помолиться о невинно убиенных и пострадавших воронежцах, участниках крестного хода 1918 года. Панихида состоялась при участии воронежских малых православных братств во имя Свт. Тихона Задонского и Прп. Силуана Афонского.

«Первые мученики Христовы обагрили своею честною кровью Воронежскую землю уже через считанные месяцы после октябрьского переворота 1917 года. 8 февраля 1918 года в Воронеже в ответ на издание декрета об отделении Церкви от государства по благословению архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова), будущего священномученика, был организован многотысячный крестный ход. Процессия, вышедшая с молитвенным пением, из Митрофановского монастыря, была встречена пулеметным огнем. На мостовой остались десятки убитых и раненых. Как вспоминал впоследствии Чернышов, член Воронежского Исполкома возглавивший расправу: "Я сделал распоряжение процессию ликвидировать. Солдаты разнесли толпу... Были убитые и раненые, в том и среди духовенства... несколько человек арестовано... В ту ночь по решению комитета мы расстреляли арестованных, в том числе и священнослужителей". По разным сведениям с 1918 по 1920 год в Воронежской епархии было замучено одних священнослужителей около 160 человек. Их память Русская Православная Церковь за рубежом совершает 27 декабря (9 января) в день мученической кончины священнимученика Тихона (Никанорова) архиепископа Воронежского и Задонского».

Сейчас, как никогда, важно обновлять память о невинных жертвах советского террора ХХ века, когда все меньше и меньше людей помнят правду, помнят историю. Жизнь каждого человека бесценна.

И, оглядываясь назад, невозможно оправдать никакие победы невинной кровью даже одного человека. А на нашей земле пролита кровь миллионов невинных людей.

Другие записи автора:

Несколько слов о церковно-славянских туманностях

Я чувствую на себе печать этого холода