Сейчас много говорят о выборах в обществе. А как дело обстоит с выборностью в церкви?
Можно вспомнить, что в церкви выборы существовали с самого начала, даже немного до её рождения, когда, как мы помним, апостолы собрались и вместо отпавшего Иуды, который выбрал пагубный путь, стали избирать кого-то ещё, чтобы их община сохранилась в своём символическом числе (Деян 1:15-26). Выборы прошли замечательно, было выбрано два человека, а Господь из них указал на одного – Матфия. И апостолы с этим с радостью согласились. Таким образом, они проявили свою свободу и показали, что способны выбирать лучших из лучших для высших служений – для несения в мир слова Христова, благовестия о пути Христовом, о жизни Христа, – и в то же время Господь явил Свою волю. И хотя особо больших плодов этот выбор тогда, может быть, и не принес, потому что церковь росла очень быстро, но этот опыт неслучайно запечатлён в Писании. Избрание – одно из важных решений церкви, и оно должно быть, с одной стороны, человеческим, свободным, добровольным и ответственным, а с другой стороны, согласованным с волей Божьей. Этот вопрос для церкви принципиально важен. Есть разные способы познания воли Божьей, и они все здесь нужны.
Мы, конечно, сразу вспоминаем, что на Великом Московском соборе 1917-1918 годов были выборы патриарха, и Собор был даже увлечён идеей свободного волеизъявления, но тоже согласного с волей Божьей. Это было не просто данью времени, революционному и часто безбожному – нет, это было связано с желанием включить в жизнь церкви всех её членов, а не только какие-то слои: епископов, клириков или, к примеру, монахов. Нет, вся церковь должна быть ответственной за свою жизнь. Конечно, достичь этого идеала в истории почти не удаётся, но тем не менее об этом надо помнить.
О слове патриарха Кирилла про русификацию богослужения
День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов
Каждый христианин ищет своё братство
О средствах и цели великого поста