"Теперь в Уставе вовсе нет ни мирян, ни прихожан..."

Cвященник Павел Адельгейм о новом типовом Уставе Прихода РПЦ

Очень долго я нигде не мог найти текст нового Устава РПЦ. Сайт МП сообщил, что Священным Синодом 10 октября 2009 г принят новый Устав прихода, но публикация оказалась доступной на этой неделе. Действительно, изменения существенные. Завершился процесс абсолютизации власти епархиального архиерея. Авторитарное управление, давно сложившееся в епархиях, теперь закреплено в учредительном документе РПЦ МП. Три небольших статьи о прихожанах исключены из Устава РПЦ. Теперь в Уставе вовсе нет ни мирян, ни прихожан - ликвидированы, как класс.

<Учредители> упразднены из Приходского собрания и исключены из Устава.

Правда, я читал только Устав прихода. Полный текст Устава РПЦ пока ещё не получил.

<Епархиальный архиерей является высшим органом управления Прихода>. Своим решением он назначает и освобождает настоятеля и членов причта, принимает и исключает членов Приходского собрания, помощника настоятеля (церковного старосту), назначает и увольняет Председателя Приходского совета. Утверждает Устав Прихода и протоколы Приходского собрания(Устав; 5,1). <В случае, если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению>(ст.7,3).

Все существенные действия органов прихода сопровождаются пометкой <утверждает епархиальный архиерей>. Приход лишён всякой самостоятельности в хозяйственной, административной, финансовой и проч. деятельности.

В советской истории наблюдалось строгое чередование эпох. Когда военный коммунизм доводил страну до краха и голода, его сменял НЭП. Понемногу оттаивала промышленность и сельское хозяйство, народ распускал крылышки, и опять наступала эпоха Военного коммунизма и брала за горло народ. Тогда снова возвращали НЭП, и так до наших дней.

Такая же смена эпох происходит в РПЦ. В 1943 возникла РПЦ и началась легальная деятельность епископата. Отношения иерархии и народа постепенно складывались в пользу власти епископов, но власть эта была человечной, а приходы имели хозяйственную и проч. самостоятельность. С 1961 иерархия отказалась от хозяйственной и административной власти и передала её приходам. Возник перекос. Приходы вывели из-под власти архиереев и отдали во власть уполномоченных Совета по делам религий. Для церкви это было плохо. С 1970-80х архиереи начали возвращать себе власть в приходе. В 1988 Устав поставил приходы под контроль епископа.

С 1998 контроль ужесточился. Теперь приходы лишились всякой самостоятельности. Возник перекос в обратную сторону.

Власть епископа не контролируется. Приход не имеет прав, отсутствует орган, в котором можно обжаловать действия епископа. Клирики и приходская община беззащитны перед произволом епископа. Остаётся надеяться, что епископ имеет совесть, и не будет злоупотреблять властью. Едва ли приход и клирики питают такие надежды. Опыт говорит об обратном.

Положение в РПЦ складывается угрожающе. Догматический смысл соборности Церкви оказался утраченным. Единство Церкви может быть только соборным, иначе оно не будет церковным. Последствия авторитарного управления скажутся через 5-10 лет, как и последствия клерикализации и ОПКаизации. Скорей всего это приведёт к утрате нравственного авторитета РПЦ, который ещё остаётся, и негативному отношению населения, стремительно развивающемуся. Прогноз церковных последствий этой реформы будет очень серьёзным. Можно только удивляться, что церковные власти не замечают надвигающейся катастрофы. Боже, милостив буди нам грешным!


Блог свящ. Павла Адельгейма
конец!