20 июля – день церковной памяти прпмц. Марии Скобцовой, сщмч. Дмитрия Клепинина, прав. Алексия Медведкова, мч. Георгия (Юрия) Скобцова, мч. Ильи Фондаминского, канонизированных Константинопольским патриархатом ПЦ.
В преддверии этого дня в Анапе и Краснодаре, родных для матери Марии местах, прошли вечера ее памяти, подготовленные и проведенные паломнической группой Свято-Петровского малого православного братства. В ходе вечера звучали стихи и автобиографические тексты матери Марии, а также песни и романсы, помогающие услышать музыкальные темы, из которых складывались ее жизнь и судьба: счастливое детство у моря и дружба с К.П. Победоносцевым, мир «последних римлян» и встречи с А. Блоком, революция и борьба за человеческое достоинство в большевистской Анапе, эмиграция и путь к «всеобъемлющему материнству».
Перелистывая страницы жизни матери Марии, участники вечера как бы заново, вместе с ней приходили к тем решительным и пророческим откровениям, которые озарили конец ее жизни: уникальное чувство эсхатологической реальности, переживание конца мира и Божьего посещения, которому нужно открыть сердце; «покровность», материнская жалость ко всякому страдающему, не знающему Христа; огненная и деятельная евангельская вера, и, наконец, – удивительная вера в Церковь, открывающую себя в братской жизни ее членов.
В статье 1939 г. «Объединение "Православное дело"» мать Мария писала: «Через сто лет будет существовать некий орден или братство, во всяком случае, некий подлинно живой организм, некая подлинная соборность, церковное тело, Тело Христово. Глава этого Тела будет Христос, в этом смысле оно будет настоящей малой церковью, составляющей органическую часть единой вселенской православной церкви. Этот организм будет заключать в своих недрах живое, любящее, сострадающее и сорадующееся сердце, – внутреннюю группу идеологически, духовно и братски объединенных людей. Они будут своей соборной напряженной жизнью, своей любовью, своим идеологическим единомыслием и жаждой практической активности питать и объединять весь организм, с которым будут находится в самой нерасторжимой и подлинной связи <...> Это будет подлинное осуществление общего дела, потому что на известной глубине «Православное Дело» только и может быть Общим Делом, то есть некоторой литургией, проецируемой из церкви в мир. Каждый человек, так или иначе прикасающийся к этому живому организму, должен быть им переработан, как живая частица вещества, должен, сохраняя всю свою неповторимую личность, с радостью и любовью стать живой частью этого живого многоединства».
Для участников вечера эти слова стали не мемуарной деталью, но пророческой надеждой, требующей от нас особых усилий для своего воплощения.
Вдруг свет упал, и видны все ступени
От комнаты, где стол, плита, кровать,
Где только что развернута тетрадь, --
Куда-то вдаль, где облачные тени,
И вдаль еще, где блещет благодать.
Так сильно связано все в жизни в узел вечный:
И неба синь, и улиц серый прах,
И детский звонкий крик, и смысл в стихах, --
Что кажется, вот пьяный нищий встречный, --
А за спиной широких крыл размах.
Пронзительным лучом, крепчайшей нитью
Отсюда мы уводимся за грань,
И средь людей гудит иная брань,
И кажется, что к каждому событью
Касается невидимая длань.