30 марта, в связи с 10-летней годовщиной причисления к лику святых в Риге состоялась конференция, посвященная жизни и творчеству матери Марии (Скобцовой), организованная Свято-Филаретовским православно-христианским институтом и членами Преображенского содружества малых братств г. Риги.
Место проведения связано не только с рождением м. Марии по плоти, но и c духовным рождением – монашеским постригом, сразу после которого она посетила Рижский женский монастырь во имя Святой Троицы(1). Латвийский университет любезно предоставил помещение для конференции в самом центре Риги. Ведущая – Иоанна-Яна Калниня – бакалавр богословия, выпускница СФИ – представила участников и выразила надежду, что в предстоящем событии всех ожидает не только знакомство с жизнью и творчеством м. Марии как яркой личности, но подлинная встреча с уникальным примером святости ХХ века.
Первой с докладом «"Собой тушить мирскую скорбь": крестный путь м. Марии" выступила Лидия Крошкина – исследователь жизни и творчества м. Марии, преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института и филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Твери. Она рассказала малоизвестные факты о тернистом и противоречивом пути м. Марии к Богу и в Церковь, очень характерном для ХХ века, почему святая воспринимается столь близкой современному человеку, «остро переживающему поиск Бога, Истины и самого себя». По мнению Лидии Крошкиной, «слова одного из зрелых стихотворений м. Марии "собой тушить мирскую скорбь" – выражают само призвание м. Марии, смысл ее служения».
Владимир Лавренов, кандидат исторических наук, доцент, директор филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Твери, выступил с докладом «Мать Мария – отвоеванное имя в русской культуре и святости», в котором он особенным образом подчеркнул, как важно различать «русское» и «советское»: «М. Мария является носителем русского, но ни в коем случае не советского наследия». Он также отметил, что именно парадоксальность и непривычность святости м. Марии является препятствием ее официального признания, и рассказал о проекте издания книги «Гордость земли Тверской», в которую войдут сто самых достойных имен региона (включение имени м. Марии в этот список участникам проекта стоило немалых усилий). Церковь и общество должны еще научиться прозревать духом своих святых и не бояться видимой противоречивости их христианского подвига.
В своем докладе «Слово и образ: эсхатологические мотивы в творчестве м. Марии (Скобцовой) и сестры Иоанны (Рейтлингер)» Мария Лавренова – бакалавр богословия, сотрудница Культурно-просветительского фонда «Ника» в г. Твери – на примере поэтического творчества м. Марии и иконографии с. Иоанны показала, что источником внутренней свободы и вдохновением к творчеству, христианскому подвигу и прозрению духовных тайн служило эсхатологическое (2) видение, присущее им обеим. Мария Лавренова отметила также, что «общность их судьбы и веры, а так же единство в Духе – дают возможность услышать их произведения как единый язык. <...> Их Образ и Слово обращены к заложенной в нас духовной потребности и пробуждают эсхатологическое мироощущение, столь необходимое для понимания того, как жить человеку в оставшиеся сроки».
Неожиданно для слушателей прозвучал доклад «Мать Мария: аскетика эстетизма», с которым выступил кандидат педагогических наук, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. Он предложил новый подход к осмыслению поэтического и художественного творчества м. Марии – человека, «получившего закваску культуры серебряного века». «Мать Мария сознательно отказывалась в своем творчестве от позиции эстетизма – и в этом проявился ее аскетизм», – подвел итог проф. А. Копировский.
На конференции был показан фильм «Мать Мария. Жизнь и судьба», звучали стихи м. Марии, демонстрировались слайды с изображением ее картин и вышивок. Также были представлены фотографии, книги, исследования о ее жизни и творчестве. Общение всех присутствующих продолжилось за чаем, затем участники и гости конференции посетили памятные места, связанные с жизнью м. Марии в Риге, принесли цветы к дому, где она родилась, на котором установлена мемориальная доска, и посетили Свято-Троицкий женский монастырь, где м. Мария останавливалась после пострига летом 1932 года.
(1) См. статью Т. Викторовой «Нет, не удаленье, а приближенность новая ко всем»: Мать Мария о поездках по Прибалтике. «Вестник РХД» № 201. Париж - Нью-Йрк – Москва, 1-2013.
(2) Определение термина «эсхатология» как ожидания полноты Божественной жизни, как устремленности к грядущему Христу и Преображению мира – см., например, в «Словаре Библейского Богословия» / Ред. Ксавье Леон-Дюфура. Киев-Москва, 1998. Стр. 1278 (из доклада автора).