Он создавал фундамент веры

22 июня 2013
22 июня исполняется девяносто лет со дня кончины святого праведного Алексея Мечева, одного из самых известных московских пастырей начала ХХ века

Отец Алексей стал известен в Москве в 1910-е годы. Пример его христианской жизни для многих был настоящим утешением и светом. К нему шли за советом и считали его своим пастырем актеры, философы, рабочие, студенты. В разное время у него бывали священник Павел Флоренский, философ Н.А. Бердяев, скульптор А.С. Голубкина, художники М.В. Нестеров и Л.А. Бруни и др.

Отец Алексей смог воспитать таких церковных людей, которые стали настоящей христианской общиной, вели глубоко церковную жизнь, и жизнь эта смогла сохраниться в течение всего советского периода и до наших дней.

Его духовные чада вспоминали: «Батюшка о. Алексей, вступая на путь пастырства, понимал нужды верующего сердца, желал послужить христианину, остающемуся в миру, хотел дать ему то, что он ищет в монастыре и, как прямо высказывался в последние годы жизни, хотел действительно основать монастырь в миру. Он имел в виду не внешнюю сторону монастыря, а то, что должно составлять его содержание, то есть подлинную духовную жизнь, которая наиболее яркое выражение нашла себе в жизни первохристианской общины, описанной в Деяниях Апостольских».

С первого дня своего настоятельства в храме он ввел ежедневные богослужения, что впоследствии создало хороший ритм общей молитвы для его духовных чад и прихожан. Но особенно важно то, что о. Алексей целенаправленно вводил в храмовое богослужение элементы, доступные всем, тем самым включая весь храм в сослужение. Во время некоторых богослужений Писание читалось на русском языке, и всегда была проповедь. Основой общего пути были: богослужение и агапы как его продолжение, совместное изучение церковного Предания (трудов свв. отцов, литургики, истории святости) и Писания (в основном, Нового Завета). Это помогало о. Алексею собирать жизнь каждого, в общине вокруг Христа.

Одно из малых православных братств Преображенского содружества носит имя святого праведного Алексея Мечева. Мы попросили братьев и сестер Свято-Алексеевского братства рассказать о том, что значит для каждого из них носить имя этого святого.

Дмитрий Сегаль: Не так просто носить имя этого святого, потому что оно предполагает серьезную, глубокую личную ответственность за церковь и готовность терпеливо и с радостью в любой ситуации и в любых условиях эту ответственность воплощать, нести свое служение. А жить так очень непросто. Насколько я знаю наследие отца Алексея, именно терпение и смирение в его служении я считаю одними из главных качеств. Потому что он оказался способен, несмотря на суровую ситуацию, не терять внутренней радости и внутреннего спокойствия и собирать церковь. И очень показательно то, что его дело живет. Пусть не сохранились какие-то формы, но само дело собирания церкви живет, в том числе, я надеюсь, и в нашем братстве.

Ирина Шейченко: Отец Алексей явил пример такого милосердия к людям, такой открытости, веры в людей, в то, что Господь собирает людей – это для меня самое важное в его жизни. Вот с какой надеждой мы должны верить в людей. И тем самым передавать эту традицию дальше, этот опыт свидетельства: нет пределов церкви, христиане, собирайтесь!

Алексей Трубихин: Отец Алексей для меня важен как пример человека, который очень много сделал для собирания церкви, для того чтобы, буквально на пустом месте людей собрать, научить, укрепить, помочь им. И те общины, которые у нас есть, во многом наследуют тому, что сделал о. Алексей. Поэтому так важно то, чему он учил, как жил. Отец Алексей сам лично святой человек, но он жил не один, а с теми, кого собирал в церковь. Когда я читаю то, что он говорил, это часто бывает прямо в точку. Есть одно место у него в проповеди, которое мне запомнилось. Там он говорит о том, что пламенная, горячая молитва - не от нас, это Божий дар. А мы, в свою очередь, должны сделать то, что только можем - подготовиться, встать на молитву, выполнить правило и сделать это хорошо. И ждать этого дара. Эти слова для меня очень важны.

Мария Сегаль: Меня всегда удивлял тот факт, что опыт отца Алексея вообще сохранился, несмотря на все, с чем столкнулась церковь и вообще наш народ в ХХ веке. Эта тоненькая ниточка, этот ручеек, перетекал из одного круга людей в другой и в итоге так или иначе дошел до нас. И вот эта творческая энергия, которая была в начале века, в том числе и в церкви, не пропала даром. Возможно, если бы не было потрясений ХХ века, это проявилось бы ярче и больше, и тогда, наверное, мы жили бы в другой церкви. Интересно, что в этом году мы отмечаем еще одно девяностолетие – Пшеровской Пятидесятницы – первого съезда РСХД. Для меня это неслучайное совпадение: мы в Преображенском братстве стараемся взять лучшее зерно и из мечевского опыта, и из опыта Зарубежья.

Тимофей Кушнир: Отец Алексей явил пример трезвенной стойкости: в пустом храме он служил восемь лет! Какая вера у него была в то, что Господь сможет подействовать! И Господь подействовал. Потом уже к отцу Алексею приезжали со всей страны. В этой стойкости и трезвенности хочется ему подражать: да, действительно, я ничего не могу, но по воле Божьей всё случится.

Когда мы принимали в братстве имя отца Алексея, для нас было важно то, что отец Сергий Мечев впоследствии собрал братство благодаря тому, что делал всю жизнь отец Алексей. Не было бы о. Алексия – не было бы о. Сергия. Он создавал фундамент веры – то, чего не хватает всем нам сейчас. Он показал, как можно жить по вере, являя это всем, начиная от самых маленьких. Ведь к нему приходили и дети. Они всегда знали, что он даст им какую-нибудь конфетку, утешение, какое-то слово хорошее скажет. Они приходили к нему, чтобы получить этот заряд радости, этот заряд искренней любви, который он пронёс сквозь всю свою жизнь.

Эта традиция предана через Николая Евграфовича и Зою Вениаминовну Пестовых и нам. Благодаря этому фундаменту веры, жизни по вере собирается и наше братство.

Беседовали Анастасия Наконечная и Елизавета Колымагина
конец!