«Невеста, желанная, любимая»

В 1923 году родилось РСХД, но на первое собрание пришли совершенно разные, чуждые друг другу люди, и именно благодаря Бердяеву лёд в отношениях между ними был растоплен

23 марта в Санкт-Петербурге вспоминали Николая Александровича Бердяева. Свято-Петровское братство и его гости собрались в день кончины выдающегося мыслителя, чтобы поделиться своими впечатлениями от его трудов и поговорить о той роли, которую он сыграл в истории в целом и в жизни отдельных людей.

Председатель Свято-Петровского братства Юлия Балакшина во вступительном слове поделилась своими воспоминаниями о знакомстве с трудами философа и о его роли в жизни современного христианина:

– Я хорошо помню слова Евангелия: «Один у вас Учитель — Христос». Но мы все живём в конкретной исторической ситуации, и вокруг нас всегда есть люди, которые позволяют нам ощутить себя христианами. Один из таких людей – Николай Александрович Бердяев. До начала церковной жизни меня волновал вопрос о том, что христианство несовместимо с личностью, не рассматривает личность как таковую, что христианство несовместимо с творчеством. Я искала христианство, которое позволит раскрыться, ощутить свою связь с творчеством и личностью. Именно такое христианство я нашла у Николая Александровича.

Многим запомнилась цитата, которую привела Юлия из воспоминаний известной мемуаристки Евгении Герцык. Когда Евгения Казимировна сказала как-то Бердяеву о безрадостности «истины, вырывающей ее из духовного шатания, но ведь и младенцу, отня­тому от груди, сперва станет безрадостно, сухо...», то в ответ услышала:

«Но это же ложь, истина может быть толь­ко невестой, желанной, любимой! Ведь истина открывается творческой активностью духа, не иначе. А ты мне о младенце... И как же тогда она может быть безрадостной? Имей же мужество лучше сказать, что ты просто ничего не знаешь, все потеряла, отбрось все до конца, останься одна, но не хватайся за чужое».

Игорь Васильевич Сахаров, директор Института генеалогических исследований Российской Национальной библиотеки, предупредив, что будет говорить исключительно с позиции историка, рассказал о роде Бердяевых, о героических предках Николая Александровича, о годах, проведённых в эмиграции и о любимом коте Бердяева, который был «постоянным соавтором работ философа». Кроме того, Игорь Васильевич упомянул об интересном факте биографии философа:

– Бердяев был одним из тех, кто получил советский паспорт во время «сталинской амнистии», однако сам в советскую Россию возвращаться не спешил, поскольку понимал, что ему там не дадут печататься, заткнут рот, хотя сам всегда считал, что в Россию нужно возвращаться.

На вопрос взаимоотношений христианства и творчества, волнующего человечество уже давно, Бердяев дал совершенно удивительный ответ, по-новому прочтя Евангелие. Об этом напомнила член Преображенского братства Ирина Преображенская:

– По словам Николая Александровича, Евангелие важно не только читать, но и слышать. Творчество – это то, что нельзя выразить словом, поэтому Евангелие тут целомудренно умолкает. Для меня не менее важным является, что человек у Бердяева находит человечность в Боге. Он, конечно, может прожить жизнь без этой божественной человечности, на самоутверждении, на власти, на материальных ценностях – прожить животный цикл жизни. Спасибо этому христианскому учителю за то, что он ведёт нас по этой жизни, задавая новые стандарты и высоты.

Некоторые делились опытом полученного откровения через труды Николая Александровича, особенно на самых ранних стадиях церковной жизни, когда христианин еще находится под непосредственным влиянием СМИ, навязанных представлений и т.д. Как вспоминает Игорь Милованов, член Свято-Алексеевского братства, «до воцерковления я не мог согласиться, что Церковь – дело хорошее, но когда начал читать Бердяева, у меня внутри всё начало сжиматься: да, так оно и есть, такой Церковь и является! Гений Бердяева в том, что он все эти интуиции, ощущения смог «вырвать из эфира», выразить и поделиться ими».

Спасибо Николаю Александровичу за то, что РСХД было таким, каким оно было. Тогда в эмиграции собрались молодые люди, которые потеряли всё или почти всё, в том числе родственников, которые остались в СССР или были убиты. Их сердца тянулись к Церкви, но они тогда остались без учителей, – о роли Бердяева в жизни и деятельности РСХД вспомнила Светлана Бурова. – В 1923 году родилось РСХД, но на первое собрание пришли совершенно разные, чуждые друг другу люди, и именно благодаря Бердяеву лёд в отношениях между ними был растоплен.

Многие из присутствовавших отмечали, что, читая Бердяева, ощущаешь, что всё написанное тебе уже давно знакомо, убедительно и не требует доказательств. По свидетельству Дмитрия Сегаля, члена Свято-Алексеевского братства, «наследие Бердяева воплощается в жизни братства, хотя оценить реальную глубину и плоды этого воплощения предстоит позднее, через много лет».

Игорь Феденко
Юлия Балакшина
Юлия Балакшина
И.В. Сахаров показывает фрагмент генеалогического древа Н.А. Бердяева
И.В. Сахаров показывает фрагмент генеалогического древа Н.А. Бердяева
Ирина Преображенская
Ирина Преображенская
Светлана Бурова
Светлана Бурова
Дмитрий Сегаль
Дмитрий Сегаль
загрузить еще