Психику, в отличие от печени или почек, нельзя измерить, разглядеть в кабинете узиста, и, в крайнем случае, прооперировать. Ее как бы нет. Она слишком «легка». Но если она «ломается», то зачастую «ломается» вся личность – вместе с уникальным мировоззрением. Специалисты ВОЗ посчитали, что к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности. Особенно велик процент расстройств в России – с нашей неустроенной жизнью, с отсутствием в ней равновесия и стабильности.
Людей с пошатнувшейся психикой действительно много, и нам нужно уметь жить вместе, в том числе и в церкви. А как быть единым Телом Христовым с тем, к кому и подойти боязно? Не зная особенностей человека, невозможно наладить общение. Об этом говорили на очередной встрече Школы милосердия, организованной Преображенским содружеством малых православных братств.
Занятия с членами братства милосердия проводил известный психиатр Борис Аркадьевич Воскресенский – преподаватель Свято-Филаретовского института, профессор кафедры психиатрии Российского медицинского университета.
Это была первая встреча, посвященная такой серьезной теме, где Б.А. Воскресенский попытался обозначить основные понятия и определения, связанные с болезнью психики.
Психиатрическое расстройство – что оно такое? Отклонение от нормы? Но слишком еще жива память о норме советского периода, называющей болезнью любое инакомыслие. Было бы ошибкой считать, что психиатр должен ставить диагноз, базируясь на основе социокультурных норм. Хотя именно это и происходит в мировом масштабе. Так, двадцать лет назад чрезвычайная застенчивость считалась одной из черт характера человека, а сегодня, в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems), это психическое расстройство. То же самое, только ровно наоборот, произошло с гомосексуальностью.
Врач-психиатр, по словам Бориса Аркадьевича, должен обращать внимание на прогрессию заболевания, должен отслеживать, что происходит с психическими процессами пациента. И чтобы помочь слушателям, предложил рассмотреть трихотомическую схему человека с первым соматическим (телесным) кругом, вторым -- душевным (все психическо-эмоциональные процессы) и третьим – духовным (ценностный уровень, то, ради чего человек живет). Психиатр нужен, если нарушается работа второго круга.
При этом у душевнобольного человека может быть поражена духовная сфера, а может быть и нет. Иногда пациент психиатрической больницы оказывается ближе к Богу, чем многие «нормальные» люди. В других случаях болезнь и вера могут частично пересекаться, и в период обострения болезнь затрагивает аспекты церковной жизни. Например, больному начинает казаться, что иконы в храме его гипнотизируют или он получает небывалое откровение, или чувствует на себе вину за грехи всего человечества и может покончить с собой.
Очень важно в подобные моменты адекватно себя вести окружающим людям и помнить, что зачастую психическое здоровье человека в данном случае напрямую зависит от принимаемых лекарств: важно в тот момент, когда болезнь отступает, разговаривать с человеком, убеждая в необходимости лечения.
Исходя из многолетней практики на базе Психиатрической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева, Борис Аркадьевич рассказал, что душевнобольные, которые обращаются к религии, отмечают, что вера им помогает, даже в те периоды, когда клинически заболевание усиливается. Многие говорят, что стали воспринимать болезнь как крест. Они аккуратнее принимают лекарство, исчезает агрессивность, недоброжелательность по отношению к близким, которые так свойственны людям с психическими расстройствами. Так что духовное выздоровление может происходить, при том, что душевное состояние по-прежнему будет оставлять лучшего.
Интересно, что в большинстве случаев врачи не могут объяснить, почему у человека возникло психическое расстройство. Есть две объективные причины: органическое поражение мозга и стресс. Но доля таких болезней не велика. Все остальные болезни психики приходят откуда-то из ничего.
На следующей встрече Школы милосердия будут рассматриваться особенности ухода за душевнобольными людьми. Участники попытаются ответить на вопрос, как нам жить вместе и, более того, участвовать в церковном общении друг с другом.