Еще раз о границах православных приходов в России

30 июля 2014
Представляется, что церковная администрация думает о привлечении мирян в церковь и хотела бы способствовать повышению их самосознания и ответственности за конкретный приход.

Вопрос о границах прихода и членстве в нем с ноября 2012 года разрабатывался в Межсоборном Присутствии в комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви (председатель – управляющий делами Московской Патриархии митр. Варсонофий). Спустя полтора года об этом сделан доклад на Синоде, однако в результате документ не приняли, ограничившись рядом постановлений.

В докладе упоминалось о дореволюционной практике территориальной взаимосвязанности прихода и прихожан, когда священнослужители не могли совершать требы вне территорий своих приходов, за исключением смертных случаев. Конечно же ввести нечто подобное в городах в наше время невозможно, что отмечено и в решениях Синода. Почему же поставлен вопрос о членстве в приходе и его границах? Представляется, что церковная администрация думает о привлечении мирян в церковь и хотела бы способствовать повышению их самосознания и ответственности за конкретный приход. Безусловно, установление границ должно способствовать возникновению ответственности, ведь, как известно, где нет границ, там нет и ответственности. Но важно еще, как устанавливать эти границы.

Следующим шагом в этом направлении было бы возрождение общинности. В решениях вопроса об устроении прихода в огромной степени могли бы помочь решения Поместного Собора 1917/18 гг., который подробно разработал этот вопрос и указал пути, как этого достичь. В частности, во введении к приходскому уставу, принятому Собором 20 апреля 1918 года, говорится (прим. — выделено мной):

«С чего начинать устроение православного прихода? […] надлежит теперь же по приходам произвести запись всех, желающих принадлежать к данному приходу при том или ином храме. Подготовляя к такой записи христиан в приходскую книгу, и надлежит вести с православными и в храме и по селениям беседы о спасительной вере, о Церкви, вне которой нет и не может быть спасения, о церковной жизни, о православном приходе, о приходской жизни и деятельности, о непременном личном участии всякого прихожанина в устроении прихода, как священном долге христианина для спасения его души, без исполнения какового долга христианин будет мертвым членом в теле. На таких беседах указывается, что в приходской жизни будет дело и для пастыря, и для прочих клириков, и для всякого прихожанина. […] Для воодушевления слушателей такие беседы необходимо не только предварять и заканчивать молитвою, но и сопровождать и прерывать общенародным пением молитв. При выяснении сказанного, следует настойчиво указывать, что от забвения истинной церковной жизни, от утраты нами чувства церковности, нас всех объединяющей и воодушевляющей на братское общение для вечного спасения, между прочим, от этого и произошло все падение нравов со всеми переживаемыми теперь нами грозными последствиями, когда вместо духа любви господствует такая злобная вражда между людьми, называющими себя христианами. По неоднократном и удобопонятном разъяснении сказанного, и возможно, и следует предложить записаться в приходскую книгу всем, свободно желающим быть прихожанами при том или ином храме. После же такой записи и можно будет приступать к устроению всего приходского дела, начиная с Приходского Совета. По выяснении всех отдельных отраслей приходской жизни, и указывается, что необходимо сделать для их упорядочения и улучшения, намечаются и пути к тому.

Но при всем том, нельзя приступать пастырю к выполнению Устава о православном приходе, не подготовивши хотя некоторых прихожан к сознательному и деятельному участию в данном деле. Несомненно, у всякого пастыря в приходе имеется несколько особенно благочестивых и толковых прихожан. Их и надлежит объединить около себя, их воодушевляя на приходское дело, на привлечение к этому и других. Так постепенно создадутся в приходах большие или малые кружки и содружества ревнителей. Они будут ближайшими помощниками пастыря и проводниками его начинаний в приходе. Таким порядком будут постепенно и разумно подготовлены не случайные и слепые, а целесообразные выборы и в Совет Приходской, и на иные служения в приходе. Только после такой внимательной подготовки и можно будет приступать к проведению в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе. В заведующие делами прихода избираются наиболее благочестивые и усердные из прихожан лица, а, кроме того, избираются и такие ревнители, которые могут быть полезными для ближайшего наблюдения за тем или иным делом в приходе: один будет ведать просвещением, другой — благотворительностью, третий — наблюдением за молодежью, иной наблюдает за сектантской пропагандой, а тот — за воспитанием детей и т.д. Кроме того, для удобства наблюдения за жизнью прихода и руководства делом, весь приход разделяется на участки, которые и вверяются определенным прихожанам — наблюдателям и руководителям. Таким порядком высокий пастырский долг священника в приходе и будет управлен пособничеством самих прихожан; то, что ускользало прежде из внимания перегруженного делом приходского пастыря, это теперь дойдет до него через его пособников — воодушевленных пасомых, чтобы вызвать от него должный руководящий ответ и указание.

При личном пастырском воодушевлении на указанную приходскую работу во спасение своей души, приходской священник и будет действительным руководителям и даже отцом своей паствы. Его жизнь будет нераздельна от жизни паствы, и паства будет в тесной живой связи со своим пастырем, как проводником Божественной благодати, их просвещающей и оживотворяющей и всех объединяющей в одно церковное тело. При таких условиях пастырь и сможет от своего личного пастырского воодушевления вложить «дух жизни» в сухие кости положения о православном приходе. Так постепенно и устроится приходская жизнь по всей России в её обновление из переживаемой духовной разрухи. Живительное начало христианской веры просветит тьму нашего духовного оскудения, поднимет дух в отдельных христианах, устроит семейную добрую жизнь, украсит через это и общественность нашу. Возродится душа народная от возрождения веры через приходскую жизнь, возродится и тело народной жизни — наша государственность».

Территориальное закрепление границ прихода в сельской местности, на мой взгляд, едва ли достигнет цели возрождения внутриприходских и межприходских связей, поскольку умаление свободы будет иметь негативное влияние. Боюсь, что на практике это будет иметь последствия в виде еще большего оттока людей от церкви.

Справка

25 июля 2014 года на очередном заседании Священный Синод Русской Православной Церкви принял постановления, касающиеся границ приходов (Журнал № 74):

1. Признать затруднительным в настоящее время буквальное применение упомянутых в докладе комиссии Межсоборного Присутствия определений органов высшей церковной власти, принятых в разные исторические периоды, учитывая сложившуюся в современных городах практику участия православных христиан в жизни приходов, не всегда расположенных по месту их жительства, а также имея в виду, что изменения в церковной жизни требуют планомерности.

2. Признавая важность воссоздания общинного строя приходской жизни, в том числе посредством приближения к территориальному принципу разграничения приходов, определить следующее:

а. Архипастырям, пастырям и верным чадам церковным необходимо помнить, что важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви. Приходскому духовенству надлежит всемерно укреплять в мирянах сознание принадлежности к определенной приходской общине, ответственности за жизнь своего прихода. Чувство общинности и ответственности за приход может развиваться через расширение личного общения между прихожанами, через их повседневное вовлечение в решение приходских дел и в практическую заботу о приходе. Полезным является проведение не только предусмотренных уставом приходских собраний, но и собраний прихожан для разъяснения им текущих вопросов жизни прихода, для обсуждения возникающих вопросов и способов их разрешения.

б. В соответствии с упомянутыми в докладе комиссии Межсоборного Присутствия положениями Устава Русской Православной Церкви епархиальным советам надлежит в течение года определить территориальные границы приходов в сельской местности, приписав каждый населенный пункт к определенному приходу. Схемы территориального распределения приходов следует разместить на официальных сайтах епархий.

в. Требоисправление на созданных таким образом приходских территориях должно осуществляться духовенством прихода, за исключением тех случаев, когда необходимо безотлагательно исповедовать и причастить тяжелобольного или крестить младенца при опасении за его жизнь. О соблюдении данных правил должны иметь попечение благочинные.

г. Имея в виду, что установление приходских границ в многоприходных городах пока является затруднительным, духовенству таких городов надлежит с особым вниманием отнестись к исполнению указаний в пункте (а), всячески призывая прихожан участвовать в жизни своего прихода. Кроме того, в таких городах между приходами должна быть распределена ответственность за взаимодействие с образовательными, медицинскими и иными учреждениями. При этом приветствуется сотрудничество приходов в работе с такими учреждениями.

Наталия Игнатович,
магистр богословия, секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ
Информационная служба Преображенского братства

конец!