Церковь накануне революции

06 января 2014
29 декабря состоялся очередной исторический семинар, организованный Воскресенским малым православным братством (Преображенское содружество малых православных братств). Семинар был посвящен дореволюционному периоду жизни церкви

В конце декабря Воскресенское малое православное братство организовало и провело второй семинар, посвященный истории нашей церкви. В прошлый раз разговор шел о пострадавших за годы гонений епископах, а теперь – о предыстории тех страшных событий. «Церковь накануне перемен» – так назывался семинар, тема которого вызвала неожиданно большой интерес: на встрече присутствовали более 80 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Гомеля.

Анализируя дореволюционный период, чрезвычайно важно не впадать в крайности, не идеализировать ни состояние церкви на тот момент, ни всех тех, кто призывал к исправлению церковной жизни.

Для наиболее адекватного понимания истории необходимо прикоснуться к историческим источникам и документам. Участники семинара подробно рассматривали такие материалы, как «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», «Записка 32-х петербургских священников», документы, подготовленные канонистами и профессорами Санкт-Петербургских духовных школ, записка С.Ю. Витте «О современном положении православной церкви», воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского) и другие.

В ходе дискуссии были затронуты не только проблемы, обсуждавшиеся в церкви в конце XIX - начале XX века, но и их актуальность сегодня. Чрезвычайно живую реакцию вызвал вопрос о том, что сегодня могло бы быть написано в документах, аналогичных перечисленным выше, какие вопросы в них могли бы быть поставлены в первую очередь:

  1. Возрождение веры в Церковь и соборности на всех уровнях церковной жизни, начиная с местной соборности, которая является основой для всех остальных. Эта задача сейчас является самой важной, как для иерархии, священнослужителей, так и для мирян.
  2. Поддержка идеи широкой общецерковной дискуссии по вопросам, поднимавшимся в Предсоборном присутствии и на Поместном соборе 1917/18 г. и не потерявшим актуальности сегодня (например, вопрос возможности для прихода, общины, братства ответственного выбора форм литургической жизни, соответствующих церковному преданию: выбор языка богослужения; служение вечерни – вечером, утрени – утром; организация большей включенности мирян в общее пение и чтение и т.п.). Необходимо готовиться к участию в такой дискуссии; уже сейчас участвовать в ней на всех площадках, где она возможна и которые отвечают хотя бы минимальным критериям качества.
  3. Поддержка идеи ответственного членства в приходе, восстановления приходских диптихов, а также многообразия форм церковного устроения (приходы, общины, братства, православные деревни и т.д.) с возможностью назначения епископа для непосредственного курирования жизни межприходских братств.
  4. Необходимость сохранять живые связи внутри Народа Божьего между иерархией, священнослужителями и мирянами, а также вопрос, непосредственно связанный с предыдущим – учет мнения общины при назначении и перемещении священнослужителей.
  5. Главным путем решения этих задач считать возрождение Просвещения, как то:       внутренней миссии, катехизации, духовного образования.

Своими впечатлениями поделились некоторые участники семинара.

Лев Киносян, выпускник СФИ: Семинар был устроен не только для того, чтобы собрать людей, которые могут высказаться, задача семинара – разбудить людей. Мы говорим о том, что необходимо знать традицию Церкви, входить в исторический контекст, чтобы слово Божье и Его действие осуществлялось. И это невозможно, если каждый не будет прилагать усилия. Семинар и побуждает их проявить – и тогда, когда каждый из участников готовится, думает, и в то же время тогда, когда он делится своими размышлениями с другими и слышит других участников семинара.

Александр Летицкий, студент СФИ: Для меня было важно еще раз прикоснуться к истории нашей церкви, углубиться в нее, понять, чем жила церковь до революции, потому что это был очень важный период. И со всей очевидностью я понял и осознал, что те проблемы, которые были в церкви до 1917 года, не только не решены, но, наверно можно сказать, еще более остро сейчас стоят. И ясно, что то наследие церкви все еще требует осмысления, поэтому нам так важно к нему прикасаться, чтобы искать выходы и ответы на эти проблемы, исходя уже из современных реалий.

 


Материал подготовил Дмитрий Дорошко
Информационная служба Преображенского братства

загрузить еще