12 мая этого года исполнилось 100 лет со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина) – профессора, доктора богословия, духовного писателя и талантливого проповедника. В нём соединялись глубокая вера, высокая культура и прекрасная образованность.
Возможно, благодаря тому, что владыка сам был носителем традиций братства (его мать была членом Петроградского Александро-Невского братства), он горячо поддерживал Преображенское братство, был одним из самых деятельных его друзей.
В июле этого года группа членов Преображенского братства посетила Вологодскую епархию, где владыка Михаил возглавлял кафедру с 1979 по 1993 гг. За время его управления епархией в ней не было закрыто ни одного храма. Архиерейскую деятельность владыка совмещал с работой в качестве профессора Ленинградской духовной академии. В конце 80-х - начале 90-х годов, несмотря на преклонный возраст, он возглавил процесс активизации церковной жизни в Вологодской епархии: было организовано духовное училище, вновь открыт Спасо-Прилуцкий монастырь, увеличилось количество действующих храмов (с 17 до 40). Владыка Михаил (Мудьюгин) читал лекции по основам православной веры в высших учебных заведениях Вологды, пользовался уважением среди вологодской интеллигенции.
В Вологде мы надеялись встретиться с протоиереем Валерием Бурковым, который служил секретарем Вологодской и Великоустюжской епархии при владыке Михаиле. Рано утром мы приехали в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне, где о. Валерий раньше был настоятелем, и нам удалось с ним встретиться (несмотря на то, что о. Валерий уже за штатом по состоянию здоровья, он продолжает служить).
После литургии о. Валерий остался с нами в храме и согласился поделиться своими воспоминаниями о владыке Михаиле. Отец Валерий сразу поразил нас своей манерой говорить, он очень выразительно, буквально в лицах описывал события. Мы не удивились, когда узнали, что кроме высшего медицинского, отец Валерий получил еще и второе светское образование – театральное. Благодаря его яркому и образному рассказу нам удалось прикоснуться к живой памяти о владыке Михаиле (Мудьюгине), почувствовать дух того времени.
Владыка имел большой авторитет как среди духовенства, так и в светской среде. В 80-х годах власти, чтобы не допустить верующих на молитву, могли выставить милицейский кордон вокруг храма. Владыка отчитывал милиционеров: «Если вы здесь ещё раз появитесь, пеняйте на себя». И им оставалось только «взять под козырек».
Архиепископ Михаил (Мудьюгин) объезжал все приходы своей епархии без исключения, даже самые дальние. По словам о. Валерия, при жизни владыки вся епархия была одной большой семьей, среди духовенства было принято ходить друг к другу в гости. Владыка также ходил в гости к священникам, приглашал к себе. По праздникам устраивал настоящие приемы, сам рассылал приглашения.
Отец Валерий рассказал нам о том, что для него самого общение с архиеп. Михаилом стало настоящей духовной школой. Владыка Михаил (Мудьюгин) был очень требовательным, особенно в том, что касалось богослужения. Отец Валерий вспоминал, что владыка мог быть взрывным, но быстро отходил, при этом замечания делал всегда очень точные, с юмором, всё ставя на свои места. Несмотря на то, что владыка Михаил был вспыльчивым человеком, он был очень терпеливым педагогом, который никогда не ставил «двоек», а на экзаменах в духовном училище тонкими наводящими вопросами «вытаскивал» каждого, помогал вспоминать всё, что тот знает. Его очень любили студенты и в светских вузах.
Архиепископ Михаил (Мудьюгин) был человеком редкой культуры, сам писал стихи и музыку. Он хорошо пел и мог во время чтения канона Андрея Критского пойти в хор. Знал наизусть почти всего Пушкина. В совершенстве владел несколькими языками. Владыка любил иногда служить литургию по-гречески, при этом служил он наизусть, без служебника.
Владыка Михаил жил очень скромно, на локтях его любимой коричневой рясы были заплаты, спал он на топчане, а подарки, которые ему дарили как архиепископу, не распаковывая, отправлял своим дочерям.
Однажды, в то время когда архиепископ Михаил (Мудьюгин) был в Петербурге на сессии, в епархии произошло ограбление. Воры сломали двери, всё перевернули вверх дном, но оказалось, что в кабинете владыки нечего было брать, там была только одна икона местного святого и книги. Отец Валерий позвонил ему ночью, с известием об ограблении. Владыка только спросил:
– Ну и что они там натворили, эти хулиганы?
– Сторожа чуть не убили.
– Ну и что Глеб?
– Успел убежать.
– Молодец Глеб!
Для владыки на первом месте всегда был человек. Еще один случай рассказал нам отец Валерий. Владыка должен был рукополагать алтарника в дьяконы, но узнал, что у того в этот же день утонула дочь. И он не мог оставаться равнодушным к чужому горю, сразу же поехал к алтарнику и скорбел вместе с ним и его семьей.
Последняя прижизненная встреча о. Валерия с архиеп. Михаилом (Мудьюгиным) произошла во время литургии, на которой о. Валерий служил один без дьякона. После чтения Евангелия он повернулся, чтобы благословить народ и вдруг увидел прямо перед собой владыку Михаила. Владыка прямо в штатском зашел за ним в царские врата, облачился в священнические одежды и стал служить.
Мы встречались в храме, где служил владыка Михаил Мудьюгин, и о. Валерий дополнял свой рассказ комментариями «это было вот здесь», или «владыка вышел вот отсюда». Своими воспоминаниями с нами поделился и алтарник Димитрий, который был иподьяконом архиеп. Михаила (Мудьюгина). Мы не только узнали много нового о епископе Михаиле, но и смогли почувствовать дух отношений, которые связывали владыку с клиром и мирянами его епархии – дух подлинного общения, требовательной любви и внимания к людям. Его жизнь – пример истинного служения Церкви.
Справка
Архиепископ Михаил (Мудьюгин) – (в миру Михаил Николаевич Мудьюгин) – родился 12 мая 1912 в Санкт-Петербурге.
Отец, Николай Алексеевич, статский советник, работал в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Мать, Вера Николаевна была членом Александро-Невского православного братства.
Михаил с детства мечтал посвятить себя церковному служению, еще ребенком был посвящён в чтецы митрополитом Вениамином (Казанским).
В январе 1930 года был арестован за участие в церковной жизни. Находился в предварительном заключении до сентября 1930 года. Приговорен к трем годам лишения свободы условно. Позднее вспоминал, что встретил в тюрьме много интересных людей, хорошо молился.
В1932 г. Михаил Николаевич женился на Дагмаре Шрейбер, она происходила из немецкой лютеранской семьи. Годы спустя, не без влияния своего супруга, она приняла православие и в миропомазании приняла имя Мария.
С 1955 года готовился к принятию священного сана. В 1958 году рукоположен в диаконы, затем в священники епископом Вологодским Гавриилом (Огородниковым). В 1958-1960 годах служил в кафедральном соборе Вологды, затем – в Казанском храме города Устюжна. Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию, а затем Ленинградскую духовную академию (ЛДА, ныне Санкт-Петербургская духовная академия) со степенью кандидата богословия (тема диссертации: «Состояние римско-католической экклезиологии к началу II Ватиканского собора»). С 1964 года – протоиерей.
В 1963 году от туберкулеза умирает его жена, которая многие годы была его другом и помощником. Отец Михаил остается с двумя дочерьми.
31 октября 1966 г., по настоянию митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), принимает иноческий постриг с сохранением прежнего имени, 4 ноября возведен в сан архимандрита, а еще через два дня посвящен в епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии.
В1966-1968 годах был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии.
С 20 июля 1968 года – епископ Астраханский и Енотаевский, с 2 сентября 1977 года – архиепископ. В 1972 году защитил в ЛДА диссертацию на соискание ученой степени магистра богословия на тему «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям».
С 27 декабря 1979 года – архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Совмещал архиерейскую деятельность с работой в качестве профессора ЛДА.
Скончался 28 февраля 2000 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.