Владимир Акопджанов
Владимир Акопджанов

Исповедь - «извинение перед Богом»?

Покаяние

О христианах говорят, что какую бы гадость они не совершили, стоит им попросить прощение у Бога, и Он все простит. Люди церковные поправят, что надо покаяться, т.е. пойти на исповедь в церковь, там священнику грех рассказать, и он уполномочен Самим Богом грех отпустить. Еще дадут книжку, чтоб лучше подготовиться.
Сегодня покаяние почти тоже, что исповедь, а по сути «извинение перед Богом» в присутствии священника.
Есть в этой порочной практике две неувязки: одно событие и русский язык.
Первое - это предательство Христа Иудой и Петром.

Иуда «раскаялся», пошел к священникам и признал, что совершил грех, т.е. исповедовался (Мф 27:4). Петр тоже предал Иисуса, причем клятвенно отрекся от Него. После не сказано, что объявил о своем грехе и раскаянье, сказано лишь «горько заплакал» (Мф 26:69-75). Этот плач Петра был засчитан за покаяние и вина снята, а вот раскаянье и исповедание греха Иуды – нет.

Может Иуде стоило заплакать? Не хватило ему эмоций

Все дело в славянском слове «покаяние», которое было переведено с греческого слова «метанойя». Каждый раз в Новом Завете там, где мы читаем «покайтесь» стоит это греческое слово, которое означает «перемена ума» (образа мысли).

Ни к извинениям, ни громким или тихим (наедине) признаниям своей неправоты/грехов призывали Предтеча, Иисус и апостолы, а к внутреннему изменению образа мысли, что влекло и изменения в поступках, всей жизни. Слезы Петра были признаком такого изменения, а вся дальнейшая жизнь - плодом покаяния. Иоанн Креститель настаивал: «сотворите же достойный плод покаяния» (Мф 3:8)

Покаяние/изменение есть ответ конкретного человека на призыв Бога через Откровение, людей, совесть.Потому оно происходит таинственно, а еще и тайно и личностно. Вот в этом глубинном событии есть и момент канонический, когда человек перед Богом в присутствии свидетеля от Церкви – священника, исповедуется. И потому исповедь – всегда часть Покаяния.
В завершении хотелось бы пару слов сказать о народном покаянии. Можно ли каяться народу. Вопрос влечет за собой другие вопросы. Есть ли у народа совесть? Есть ли дух страны/нации, нечто духовное, единое? Если есть это нечто, что может осознаваться в народной памяти и ментальности, а потому и изменяться, то может быть и покаяние народа, плод которого -изменение в душах и делах конкретных представителей народа в целостности. Если нет, если народ – это некоторое количество населения страны, связанное законом, то…