По словам замечательного поэта нашего времени Ольги Седаковой, русской культуре, которая неразрывно связана с православной традицией, по природе свойственно хоровое начало – соборное начало. Потому и в названии концерта-встречи, прошедшего в Воронеже 22 июня с участием 3–х небольших детских хоровых коллективов «Будем петь имени Твоему вместе!» слово «вместе» стало ключевым.
Много ли мы сегодня можем делать вместе, да так, чтобы дойти до созвучия душ и голосов? Скорее нет! На вопрос, заданный ведущим, «а что дает вам пение вместе, чему оно вас научило?» дети давали простые, но очень искренние ответы: слушать друг друга, прислушиваться к «другому», быть внимательными, жить в мире и согласии, учит жить вместе и в дружбе, иначе ведь ничего и не выйдет, получится как в народной поговорке: кто в лес, кто по дрова.
Духовная православная музыка вся построена на хоровом пении – пении вместе.
В этом выражается и главный смысл церковной жизни, уметь жить в единстве и согласии с Богом и друг с другом. Единство движения и созвучия братского сердца, делает людей родными. Тропари, как праздничные молитвы-песнопения обычно поются на богослужении, но возможно и дома перед трапезой или какой-то совместной важной встречей. Но здесь на сцене, детскими голосами, они зазвучали необычно и неожиданно ярко, так что хотелось слушать и понимать каждое слово: тропарь Пятидесятницы и Преображения Господня, звучали на русском языке, Тропарь Воскресения - на церковно-славянском, греческом, латинском и русском языках.
Духовная музыка звучала во все времена не только на богослужениях. Она сопровождала жизнь человека в радости и горе. Любимая молитва католической церкви «Ave Maria», что означает «Радуйся Мария» была положена за несколько столетий более чем 50 композиторами на музыку, а одноименное произведение Джулио Каччини - композитором 16 века любимейшем произведением хорового и сольного пения, было исполнено ребятами из Москвы. Звучал хорал И.С.Баха и народная французская песня «Рождественские колокола», переложенная на все языки мира.
Жанр духовной музыки в России в 20-м веке был почти неизвестен. Кто изучает историю, знает, что церковь была гонима. Люди, сохранявшие веру, назывались исповедники. Те, кто сохранил традицию духовной песенной культуры - тоже настоящие исповедники веры.
Но мало кто знает даже из взрослых, что подлинная народная песня нам тоже очень плохо известна.
Люди, сохранившие традицию русской песни – настоящие ее хранители.
Ведь песня была и нянькой (колыбельные, прибауточные, тетешочные), и воспитателем, и миром поэзии. Как ниточка она проходила через всю жизнь человека - от рождения и детства до последних дней.
Русский народ создал свою особую полифоническую музыкальную ткань, сотканную на основе унисона на разложенном аккорде, с большим количеством подголосков и их ответвлениями и вариативностью. Примером такой русской полифонии стала русская народная песня "Не летай соловей", которая пронизана любовью к своей родной «стороне-сторонушке», почитанием «батюшки» и «матушки».
Русские композиторы видели в сохранении русской духовности, русской песенности и русской мелодики в своих произведениях служение, дарованное им от Бога талантом. Детские хоровые песни П.И. Чаковского, А.С. Аренского, В.В. Калинникова, Р.М. Глиэра, В.В. Беляева, исполненные тремя хоровыми коллективами, стали свидетельством такого продолжения духовной традиции. Это, прежде всего, способность видеть мир глазами сострадания – с жалостью, смотреть не него с любовью, замечать и ценить его щедрую красоту и воспевать ее. И во всем этом многообразии звучит родная, объединяющая людей интонация.
Казалось бы, детские хоры и духовные, и русские песни – возможно ли это соединить? Оказалось, что возможно. Искренние детские голоса, прекрасная духовная музыка, замечательная атмосфера «дружества», разговор на одном языке, видение мира глазами Божьими с благодарностью к сохраненному наследию нашими предшественниками.
Уже к концу этого «локального события» становилось понятно, что оно требует продолжения и развития, так как событие это вовсе не детское по своей сути, оно для всех нас явилось возвращением к корням, к своей русской идентичности.
Замечательный русский философ, глубоко верующий человек Николай Бердяев писал, что русский народ – коммюнотарный, открытый к общению, к другому человеку, к Богу.
Это качество коммюнотарности для нас очень важно сегодня, потому что нам важно противостоять всякой человеческой розни, преодолевать немирный дух, а низложить его можно только силой духа, самому стать носителем духа мира, нести в себе самом частицу любви и Мир Христов.
«Концерт-встреча» был организован воронежскими православными братствами во имя святителя Тихона Задонского и преподобного Силуана Афонского, при поддержке воронежской региональной организации «Союз композиторов РФ». Участниками фестиваля стали детский православный хор «Встреча» из Москвы (художественный руководитель и дирижер Ирина Шейченко, концертмейстер – Елена Бахадова; хор «Гармония» из детской музыкальной школы города Бутурлиновка, Воронежской области. (художественный руководитель и дирижер Елена Макарова) и хоровой ансамбль из г. Воронежа (художественный руководитель и дирижер Виктория Кирюшина)