Священник Виктор Гавриш
Священник Виктор Гавриш

Раб и раб Божий

«И тот из вас, кто хочет быть первым, да будет всем, как слуга. Ибо станут первые последними, а последние первыми» (Мк.9; 35).

Нас часто вводит в заблуждение словосочетание «раб Божий». Нужно иметь в виду, что древнееврейское слово в Ветхом Завете, которое переведено в русском языке как «раб», ничего общего не имеет с тем словом, которое обозначает, например, рабство египетское. «Вавилонское рабство» — это по-еврейски «ГАЛУТ», а «раб Божий» — это «ЭВЕД» — буквально «служитель», «соработник». 
Не тот, кто находится в рабстве, в унижении, но тот, кто служит, трудится. Потому что рабство — мы знаем это из текстов, где употреблено слово «ГАЛУТ», из многочисленных древних комментариев — это состояние раздавленности личности, когда человек лишён своего «я», когда его достоинство не может проявляться. Рабство делает людей запуганными, лживыми, злобными.

А служение — «ЭВЕД» — свободно выбранное и во всём свободное — поднимает человека.

В библейские времена на Востоке быть доверенным лицом — «ЭВЕД» — влиятельного вельможи было очень почётно. Такие люди — особенно приближенные к господину — пользовались всеми вытекающими из его общественного положения привилегиями. Это далеко не рабы на галерах.

Например, даже судить таких людей местные власти не имели права самостоятельно, любые вопросы с ними решал только его сюзерен. 

В строгом смысле слова, раб Божий — это человек, который действует в согласии с волей Божией, исполняет Его Заповеди.
И это звание нужно ещё заслужить.

В течение жизни человек может быть либо рабом Божиим, либо рабом греха. Третьего варианта, к сожалению, нет.  Человек всегда свободен выбирать между добром и злом.

«Всё мне позволено, но не всё полезно, всё мне позволено, но ничто не должно обладать мною», — говорит Апостол Павел.

Есть нейтральные вещи — работа, общение, семья, пища — но человек может сделать из них идола, служить чему-то земному, поработить свою душу материальному.

Служение Богу — это дейст­вительно путь к тому, чтобы встретить Христа на своей жизненном пути.

Есть путь друга Божия, Его доверенного лица в этом мире — «ЭВЕД» — который может заслужить право называться сыном.

И мы все призваны к тому, что стать детьми Божиими, через воплощение Евангелия в своей жизни.

Другие записи автора:

О причащении вне храма