17 марта Православная Церковь отмечала день Торжества Православия. Давно улеглись страсти иконоборческих споров, терзавших Церковь в VIII–IX веках. Закончился и страшный ХХ век, ознаменовавшийся невиданными ранее масштабами гонений на Церковь: арестами и расстрелами ее верующих, в особенности священнослужителей и епископата, кампаниями по изъятию церковных ценностей, массовым закрытием и разрушением храмов. В стране восстановлены и построены тысячи и тысячи храмов, ни у кого не возникает соблазна запретить почитание икон или вновь заняться их изъятием, а во дни Великого Поста храмы наполняются множеством молящихся. Для верующих ХХI века всерьез встает вопрос: в чем же Торжество Православия проявляется сейчас?
За поиском ответа мы, члены Преображенского братства, решили отправиться в славный город Можайск, богатый своими традициями и людьми-самородками. Наши упования не были постыжены: Господь с избытком нас благословил встречами с удивительными людьми! Об одной из них мы и решили вам рассказать в этой небольшой статье.
Василий Михайлович Голиков, староста Никольского Собора, магистр теологии и директор воскресной школы для взрослых при Никольском соборе, провел нас по музею, созданному им после защиты магистерской работы, посвященной изучению служения и духовного подвига новомучеников Можайского викариатства, пострадавших во времена гонений на церковь.
Удивительным нам показался не только музей, но и духовный путь самого Василия Михайловича.
Обратившись в середине 90-х к Богу, Василий Михайлович не стал обычным прихожанином, он решил всю свою жизнь посвятить служению Богу и Церкви. Будучи в то время директором собственного предприятия, он оставил свою доходную светскую работу и пошел служить начиная с 1995 года алтарником в Никольский собор. К этому времени собор только недавно был передан Церкви и представлял из себя весьма печальное зрелище: требовалось много труда по восстановлению храма из руин. Слава Богу, что во всех начинаниях Василия Михайловича поддерживала его супруга, Наталья Владимировна, ныне заведующая библиотекой при Никольском соборе.
В те времена собор находился в очень разрушенном состоянии, в нем только начались службы, а само здание требовало огромных трудов по восстановлению. Василий Михайлович с супругой и еще несколькими добровольцами взялись разгребать толстый слой векового мусора, скопившегося в соборе за времена запустения. Ныне, стараниями Василия Михайловича и его друзей, нижний этаж храма приведен в божеский вид. Теперь в самой древней части Никольского собора, в подклети, на месте Никольских въездных ворот под надвратным храмом, находится часть музея, созданного руками Василия Михайловича, где можно увидеть стенды, посвященные истории воинской славы можаитян, защищавших Родину от нашествия немецко-фашистских захватчиков, церковные реликвии и археологические находки, работы можайских художников, а также макет крепости можайского Кремля, над которым возвышается резная фигура свт. Николы Можайского. Здесь же проходят занятия воскресной детской школы.
Служение в храме, а также общение с прихожанами очень скоро привели Василия Михайловича к мысли о необходимости получения серьезного богословского образования, так как отрывочные знания, черпаемые из имевшейся литературы, не давали целостной картины истории жизни Церкви. Поэтому, несмотря на убеждения окружающих в том, что в преклонном возрасте не подобает идти учиться, Василий Михайлович поступает в Свято-Тихоновский православный институт, где защищает магистерскую работу, посвященную подвигу новомучеников и исповедников Можайской земли, пострадавших во времена гонений на Церковь. Плодом его образования явилась не только книга, посвященная исследованию подвига новомучеников, но и создание при соборе музея, посвященного их памяти. Пока что на стендах музея есть фотографии (а большинству новомучеников написаны и их иконы) и краткие описания подвига веры 42 новомучеников, но сбор материала не прекращается. Не так давно были найдены в архивах еще два новомученика, родом из Можайского края. Внучка одного из них, активная прихожанка храма Серафима Саровского в Уваровке (Можайский район).
Среди новомучеников земли Можайской – два настоятеля Никольского собора – священномученик протоиерей Константин Некрасов (1872–1937), в будущем один из благочинных епархии, и священномученик Дмитрий Лебедев (1908–1937), оба расстреляны на Бутовском полигоне. Священномученик Константин (Некрасов) до Октябрьской катастрофы был одним из деятельнейших священников епархии. В Можайске он организовал общество трезвости и постоянно вел работу по отучению крестьян от пагубной страсти пьянства, а после революции стал активным «тихоновцем», вокруг которого всегда собирались верующие, за что он неоднократно был арестован.
Удивительно дерзновенными звучат на следствии слова еще одного из новомучеников земли Можайской, священномученика Иоанна Честнова, настоятеля Вознесенского храма г. Можайска: «…Народ достоин той власти, которая послана Богом. Если народ творит беззаконие, то Господь для исправления посылает тяжелую власть, и до тех пор, пока народ не обратится к Богу, ниспосланная Им власть будет продолжаться долго, а когда народ замолит свои грехи перед Богом, то существующая власть дойдет до такого положения, когда она сама придет к Богу и изменит свое отношение к религии, и тогда народ этот достоин будет новой власти» (Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви: Можайское викариатство: сост. В.М.Голиков, Можайск, 2015, С.61).
Создание музея новомучеников и исповедников земли Можайской явилось очередной ступенькой в служении Василия Михайловича Богу и людям. Сейчас это настоящее место паломничеств и миссионерская площадка для проповеди Благой Вести. Музей постоянно посещают не только местные жители, но и паломники из разных городов. Не все из посетителей, люди верующие, однако Василию Михайловичу не раз свидетельствовали, что из ищущих гостей музея многие после посещения музея обретали веру. Очень много паломников приезжают из Москвы, а местные жители приносят все новые и новые экспонаты в сам музей. Здесь хранится не только память о новомучениках, но и множество икон, сохраненных верующими в годы гонений на Церковь, молитвословов, часто написанных от руки, томики Священного Писания. Среди уникальнейших экспонатов музея – резолюция Совнаркома об отмене постановления Московского облисполкома о закрытии храма Иакима и Анны в Можайске по требованию верующих города в 30-х годах. Василий Михайлович не только организовал музей новомучеников, но до сих пор активно изучает историю сопротивления верующих безбожной власти. Среди его находок – восстановление доброй памяти о епископе Можайском Иннокентии (Бобцове). В 1919 году тогда еще архимандрит Иннокентий был арестован с частью монашеской общины и 60 верующими по делу «О контрреволюционной агитации в Иосифовом монастыре в г. Волоколамске», а в 1922 году он был привлечен к уголовной ответственности вместе с настоятелем Никольского собора, будущим священномучеником Константином Некрасовым за разрешение без согласования с властями крестного хода с иконой святителя Николая. Восстановление доброй памяти епископа Иннокентия связано с его временным переходом в обновленчество. Как и многие верующие во времена обновленческого раскола, епископ Иннокентий за неимением достоверной информации о том, кто такие члены «Живой Церкви», ознакомившись с их Уставом, в котором были прописаны очень важные для обновления Церкви положения, на время перешел к раскольникам. Василий Михайлович обнаружил документы со свидетельствами священника-обновленца, о. Дмитрия Орлова из Троицкого храма, о возвращении епископа Иннокентия с паствой в патриаршию церковь после приезда в Можайск ближайшего помощника патриарха Тихона, секретаря Московского епархиального управления, священника Василия Виноградова.
Усилиями Василия Михайловича и его супруги также организована при соборе библиотека, в которой собрано большое количество литературы. Сейчас фонды библиотеки насчитывают около 8 тысяч книг: как духовной литературы, так и художественной. В библиотеке по вторникам, субботам и воскресеньям всегда есть посетители: и взрослые, и дети, а вечером по вторникам и четвергам здесь собираются жаждущие Слова Жизни.
Василий Михайлович также является и директором воскресной школы для взрослых, а также певчих церковного хора. Он же ведет и катехизические занятия для тех, кто желает принять крещение или восполнить свое духовное образование. Не даром главной целью учащихся в воскресной школе является желание стать настоящим христианином. Василий Михайлович считает, что до тех пор, пока люди не усвоят заповедей Божиих, они будут оставаться наследниками того озверения, которое произошло с народом, когда тот отвернулся от Бога.
Когда мы возвращались в Москву, одной из наших сестёр позвонил сын. Сестра не могла удержаться от переполнявших ее впечатлений и тут же начала рассказывать о увиденном и услышанном в Никольском соборе. «Вот это действительно настоящее торжество Православия!» – ответил сын. А для нас это было свидетельство того, что наши надежды на поездку в Можайск были не напрасны.