Наверное, нет больше священника в РПЦ МП, против которого было бы столько критических материалов. Судя по ним, Георгий Кочетков всю свою церковную жизнь занимается распространением ересей, сектантства, модернизма и пр. Мне кажется, многие священники сняли бы с себя сан даже при 10-той доле тех гонений, которые свалились на о. Георгия. В 1994 году его и несколько других священников шельмовали на конференции “Единство церкви”. В этом же году архим. Тихон (Шевкунов) осуществил рейдерский захват Сретенского монастыря. В 1997 году произошла провокация, после которой о. Георгия незаконно запретили в служении и отлучили от причастия 12 членов Преображенского братства. В 2000 году его восстановили в сане, но инициировали богословскую комиссию. Комиссия потерпела фиаско, но ее первоначальные выводы, полностью опровергнутые о. Георгием, до сих пор преподносятся как окончательное решение. В нулевых и 10-х годах информационные атаки на о. Георгия стали менее интенсивными, чем в 90-х, но, тем не менее, никогда не прекращались.
Во время чеченской войны боевики использовали такую тактику при нападении на опорные пункты федеральных войск: они устраивали беспрерывный обстрел укрепления, чтобы противник не мог поднять головы, и под прикрытием этого обстрела шли на штурм. Ситуацию с о. Георгием я вижу как подобный беспрерывный обстрел. Иногда с большей интенсивностью, иногда с меньшей. Периодически происходит штурм. Из-за этого в церкви сложилось и определенное отношение к о. Георгию. Все знают, что вокруг него постоянно свистят пули. Поэтому даже те, кто к нему хорошо относится, порою стараются слишком близко не подходить или приходить под покровом ночи, чтобы ненароком не зацепило шальной пулей. Даже те священники, которые не боятся публично выражать солидарность с о. Георгием, обычно всегда добавляют “Я, конечно, не во всем согласен с о. Георгием, но…”. Видимо, тоже боятся случайного рикошета. При этом с о. Георгием общается огромное количество священников, многие епископы, но, как правило, на официальное сотрудничество почти никто не решается. Один митрополит решился, после чего против него началась целая кампания. И, как мы увидели, инициаторами этой кампании были отнюдь не церковные люди. Церковных людей использовали как инструмент. Из этого становится понятно, что полемика вокруг о. Георгия своим источником имеет нецерковные круги. Это все те же самые силы, что преследовали и гнали еще в советские годы мирянина Юрия Кочеткова - чекисты и безбожные власти. Оппоненты не поменялись и в 21 веке.
Недавно была инициирована очередная богословская комиссия по трудам о. Георгия. В документе на имя митр. Илариона (Алфеева) говорится, что богословская комиссия нужна по многочисленным жалобам прихожан. В лучших традициях советских акций против писателей и поэтов, когда вдруг союз писателей, вняв призывам возмущенных рабочих, принимался за разгромную критику талантливых авторов, выискивая в них врагов советского строя. Мне вообще здесь видится некоторый упрек нашим богословам, потому что в нормальном случае инициаторами богословской дискуссии должны быть они. А получается, что они или никогда не читали трудов о. Георгия, что странно, т.к. его труды широко распространены, или согласны с написанным. Больше всего меня печалит не факт инициирования комиссии - богословская дискуссия это нормально, даже полезно. Меня печалит то, что ее целью не является поиск правды. Я глубоко убежден, что учинителей этого исследования меньше всего волнуют богословские вопросы. Просто отрабатывается заказ и нужно выслужиться перед начальством. Ошельмовать, заклеймить. Где были все эти богословы почти 20 лет? Чем они занимались, если им нужно было ждать “гневных прихожан”, чтобы заняться богословскими изысканиями? Почему было не обратиться напрямую к о. Георгию и в обстановке церковного диалога все это обсудить (даже публичного диалога)? В конце концов мы все братья во Христе. Если нам кажется, что наш брат в чем-то заблуждается, то совершенно нормально подойти и в духе любви и мира ему об этом сказать. Создание комиссий - какой-то совершенно нецерковный, советский бюрократический подход, цель которого одна - устранить неугодного. Некоторые считают, что эта комиссия создана, наоборот, чтобы закрепить позиции о. Георгия. По отношению к этой теории у меня большой скепсис.
Понятное дело, что идеальных людей не бывает - все могут заблуждаться и ошибаться. Но, на мой взгляд, необходимо прежде всего не с лупой разглядывать пятна на костюме человека, а посмотреть в целом на его путь. О. Георгий всю жизнь трудится для церкви. Большое количество людей благодаря ему стали ее членами. Я уже не говорю о каких-то церковных наградах или поощрениях, но можно хотя бы не мешать человеку трудиться ради Бога и церкви? Кстати, в документе написано, что о. Георгий является заштатным священником. Это не так. Никакого почисления за штат о. Георгия не было. Он остается клириком Московской епархии, но при этом не приписан ни к одному приходу. Ситуация уникальная для РПЦ.
Однажды Тучков вызвал к себе митр. Кирилла (Смирнова) и сказал ему следующее. «Если нам нужно будет удалить какого-нибудь архиерея, вы должны будете нам помочь», — сказал Тучков. «Если он будет виновен в каком-либо церковном преступлении, да. В противном случае я скажу: «Брат, я ничего не имею против тебя, но власти требуют тебя удалить, и я вынужден это сделать». — «Нет, не так. Вы должны сделать вид, что делаете это сами и найти соответствующее обвинение!» Владыка Кирилл отказался. Говорят, он ответил: «Евгений Александрович! Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь!»
Давайте трезво смотреть на вещи, все данное действо никакого отношения к богословию не имеет. Просто современные Тучковы также активны, как в 20-30 годы. Они также хотят быть пушкой, бьющей по церкви, а ядром использовать самих церковнослужителей. К сожалению, многие современные служители во отличии от священномученика Кирилла (Смирнова) не то, что не отказываются выполнять роль такого ядра, а выстраиваются в очередь, чтобы залезть в пушку.