Сегодня я хотел бы сказать несколько слов в защиту Тверского м. Саввы (Михеева) в связи с теми нападками, которым он подвергается в последнее время со стороны части мирян и клира Тверской епархии и заезжих агитаторов. Эти слова защиты не есть защита "плоти и крови", но той идеи, которую, м.б., даже и не вполне явно, но фактически защищает Тверской иерарх. Это - идея церковной свободы, пусть и в самом ограниченном ее проявлении, в самом усеченном ее виде, а именно в свободе церковного разномыслия по не относящимся к догматической области вопросам.
НЕМНОГО НЕДАВНЕЙ ИСТОРИИ
Я знаю м. Савву еще с того момента, когда мы вместе с ним обучались в Общецерковной докторантуре. Тогда он был игуменом, имел очень добродушный вид и занимался изучением истории монастыря, наместником которого он являлся.
Позднее я неожиданно для себя узнал, что о. Савва стал наместником Московского Новоспасского монастыря, а вскоре и викариным епископом Москвы. Однажды он пригласил меня к себе и предложил возглавить монастырское издательство (издательство Крутицкого подворья в то время уже приказало долго жить). Я дал согласие и впоследствии преосв. Савва предложил мне заняться работой в только что созданном Объединенном секретариате двух викариатств и благочиния, которые ему было поручено возглавлять. Не без смущения я принял это предложение.
Наша совместная работа в викариатстве продолжалась почти два года. Я был его секретарем. Не все было безоблачно, особенно ввиду того, что будущий Тверской митрополит допустил в наш секретариат некоторые кадры, которые были предназначены скорее для решения технических, чем интеллектуальных вопросов. Но это особая тема для особого разговора.
После того как моя болезнь перешла в хроническую стадию я попросил владыку отпустить меня из секретариата, что он и сделал. Затем было строительство храма в Московском, его освящение 27 марта и указ от 5 апреля того же года о моей отставке. Печальная повесть...
"ТВЕРСКОЕ ДЕЛО"
Некоторое время назад в связи с проведением в Твери конференции по истории православных братств, часть активистов из "патриотических организаций" "наустиша" некоторых мирян и даже организовала сбор подписей против м. Саввы, которого заподозрили в каких-то модернистских уклонах. В кафедральном соборе во время богослужения была подготовлена акция, в некоторой степени подобная той, что совершили в Москве "Пусси райт" (попытка облить во время литургии одного из пресвитеров водой). Отличие было лишь в том, что в Твери беспорядки в храме пытались учинить те, кто заявляет о себе как о защитниках православной веры. Позднее 4 человека направили Преосвященному вопросы, в которых содержались намеки на власть Кесаря, не в согласии с которой, будто бы, действовал Тверской иерарх.
По моему мнению зачинщики тверской смуты пытаются едва ли не силовыми методами заградить уста тем, с кем они несогласны в каких-то церковных, а, м.б., даже и политических вопросах. Вместо дискуссии и соборного обсуждения разногласий они пошли по пути церковных большевиков. Напомню, что характерной чертой большевизма является не столько экономическая и политическая программа (она всегда была ориентирована большевиками под нужды "текущего момента"), сколько нетерпимость к инакомыслию. Тоже мы видим сегодня и у церковных смутьянов в Твери.
Защищая позицию Тверского митрополита, я никоим образом не становлюсь на сторону тех лиц, против кого были организованы выступления смутьянов. Вопрос об их взглядах может быть подвергнут соборному рассмотрению. Я полагаю, что м. Савва сегодня фактически защищает право людей мыслить в соответствии со своими убеждениями и это очень ценно и очень важно для нашей Церкви и общества (!) в целом. Действуя в согласии со своей совестью, я считаю долгом высказать открыто эту свою позицию, не претендуя, конечно, на то, что я излагаю истину в последней инстанции. Говорить об этом сегодня следует открыто в том числе и потому, что с разных сторон уже раздаются противоречивые суждения на сей счет, а совсем недавно бывш. алтарник Высокопетровского монастыря в Москве (ныне иерей Георгий Максимов) выпустил по этому поводу получасовую программу, в которой, говоря словами М.Ю. Лермонтова, "смешались в кучу люди и кони".
И последнее, о чем я хотел бы сказать. Мне стыдно за администрацию Тверского государственного университета, которая заняла недостойную позицию и фактически едва ли не сорвала конференцию под лживым предлогом попечения о каких-то вопросах безопасности... Это примерно тоже самое, что и увольнение университетских профессоров по указке со стороны.