День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской занимает особое значение в годовом круге церковных праздников. В воронежском малом православном братстве, как и для всего большого Преображенского братства, осуществляющего свое служение в разных городах России и ближнего зарубежья, к этому дню готовятся в течение года. Эти труды по своему напряжению и постоянству можно сравнить с подготовкой оглашаемых к воцерковлению на Светлой седмице. Потому что это не просто время воспоминаний, молитвы и благодарения, но и усилие ученичества у новомучеников и исповедников веры, а значит, собирание и изучение их опыта, вхождения в его смысл и значение через собственный опыт жизни в Церкви.
В Воронеже 9 февраля – день памяти новомучеников и исповедников – для членов братства во имя святителя Тихона Задонского был отмечен двумя событиями. Первое –семинар после литургии. Сначала состоялась краткая презентация магистерской работы выпускницы СФИ Анны Лепехиной (Свято-Петровское братство, Санкт-Петербург), посвященной архимандриту Тавриону (Батозскому). Речь шла о проблемах, связанных с критериями канонизации новомучеников и исповедников, а также о жизни и служении исповедника веры, ставшего примером собирания Церкви в разные периоды гонений на церковь советской властью. Разговор продолжился в форме общего поиска ответов на вопросы о значении опыта новомучеников для каждого из нас, о том, что составляет эпицентр этого опыта, содержание их жизни и служения? Встреча стала попыткой преодолеть инертность собственного церковного самосознания. Всегда ли мы отдаем себе отчет в том, достаточно ли усилий мы совершаем, чтобы осмыслять, усваивать опыт новомучеников? Понимаем ли мы свою причастность и ответственность за возрождение церкви, за восстановление достоинства человека, живущего в постсоветском пространстве?
Вечером в конференц-зале Дома актера состоялся вечер «Мы верим в общение святых» для жителей города Воронежа, организованный братством во имя святителя Тихона Задонского. Он прошел по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, при поддержке Комиссии по канонизации новомучеников и исповедников российских.
Председатель Комиссии, протоиерей Андрей Изакар рассказал об истории установления дня памяти новомучеников и исповедников – первое воскресение после 7 февраля (25 января). Эта дата связана с убиением священномученика митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
В этот же день, спустя 11 лет – 85 лет назад - скончался от тифа на острове Анзер (Соловки) священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (острова Анзер и Большой Соловецкий изображены на первом клейме иконы новомучеников и исповедников). Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский боролся с обновленческим расколом. Благодаря его проповедям, беседам, богослужениям многие священники и миряне вернулись в патриаршую церковь. Уже будучи в заключении на Соловках, архиепископ Петр узнал, что сам был оклеветан и ложно обвинен как участник раскола.
– В Воронеже недавно была замечательная выставка об изъятии церковных ценностей, о грабеже церкви, – отметил протоиерей Андрей Изакар, упоминая гонения первых лет советской власти. – Если когда-нибудь удастся прославить всех подвижников ХХ века, Русская церковь станет тогда церковью новомучеников и исповедников. Такого количества невинно замученных и убиенных не было за всю историю церкви.
Гость вечера Сергей Федорович Шатилов, кандидат философских наук, историк, специалист по новомученикам земли Казахстанской, был в детстве крещен преподобноисповедником Севастианом Карагандинским. Он рассказал о жизни и служении святого. Можно сказать, что отец Севастиан прошел три академии: первая – сиротство, вторая – духовная, его жизнь в Оптиной пустыни, и третья – заключение в Карагандинском лагере. Отец Севастиан смог продолжить традицию Оптинских старцев в условиях жестоких гонений.
В следственном деле 1933 года можно прочитать слова отца Севастиана об отношении к советской власти: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий. Эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также среди остальных граждан, с которыми говорил на эту тему. При этом я говорил, что нужно молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся… Я мало доволен советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается православная вера».
После окончания сроков ссылки он со своими духовными чадами не стал возвращаться домой, а остался в Караганде. Отец Севастиан не благословлял своим духовным чадам ездить по монастырям. Он говорил: «Здесь вам Лавра, здесь Почаев и Оптина». Один из воспитанников отца Севастиана Карагандинского – исповедник веры, протоиерей Павел Адельгейм, претерпевший в августе 2013 года мученическую смерть. На вечере были показаны фрагмент видео-экскурсии с отцом Павлом Адельгеймом, в котором он вспоминал о встрече со своим духовным учителем, о жизни созданной им общины. На вечере также были представлены видео-фрагменты со свидетелем и участником жизни «потаенной церкви» А. П. Арцыбушевым, последняя проповедь отца Павла Адельгейма, прозвучавшая как прямое завещание собравшимся здесь и сейчас.
На вечере вспоминали опыт новомучеников и исповедников веры, которые собирали церковь, созидали общинную жизнь, заботились о духовном возрастании паствы, о передаче веры другим. Таким примером является знаменитая маросейская община преподобного Алексия Мечева и его сына священномученика Сергия. О формах церковной жизни общения и служения мечевцев рассказала Светлана Баланина, член Преображенского братства, выпускница богословского колледжа СФИ. Она напомнила, что в 1919 году община получила благословение самого патриарха Тихона (Белавина) именно как приходское братство. Светлана обратила внимание на тот факт, что с началом гонений на церковь в том же 1919 году отцом Алексием восстанавливается одна из важных христианских богослужебных традиций: в ночь с субботы на воскресение служилось достаточно полное всенощное бдение, литургия, а затем совершалась агапа: «После литургии в одном из помещений храма устраивалась трапеза с общением на духовные темы и чтением псалмов. Трапезы назывались агапами. Первоначально беседы на агапах выстраивал сам отец Алексий, но постепенно стал передавать ситуацию в руки собравшихся».
В продолжение вечера его участники, братья и сестры свидетельствовали о том, что несмотря на внешние и внутренние гонения Русская церковь наполнялась живительными связями любви. Одним из качеств, которому мы можем учиться у новомучеников и исповедников, является любовь к Богу и любовь к другому человеку, отношение к церкви как к родному дому, к самому главному делу и «сокровищу» своей жизни. Об этом свидетельствует опыт общины отцов Алексия и Сергия Мечевых, множества их духовных чад, священников и мирян, и жизнь преподобного Севастиана и священномученика Петра (Зверева). Именно любовь связывала их с огромным количеством людей. Память об их подвиге, жизни и смерти может стать преображающим началом в жизни современных христиан, если эта память окажется для нас не формальной, а вдумчивой, деятельной, если она найдет продолжение в нашей церковной жизни и служении.