«Здесь вам Лавра, здесь Почаев и Оптина»

18 февраля 2014
Отец Севастиан не благословлял своим духовным чадам ездить по монастырям. Он говорил: «Здесь вам Лавра, здесь Почаев и Оптина» – в Воронеже по благословению правящего архиерея братство во имя Тихона Задонского вспомнило новомучеников

День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской занимает особое значение в годовом круге церковных праздников. В воронежском малом православном братстве, как и для всего большого Преображенского братства, осуществляющего свое служение в разных городах России и ближнего зарубежья, к этому дню готовятся в течение года. Эти труды по своему напряжению и постоянству можно сравнить с подготовкой оглашаемых к воцерковлению на Светлой седмице. Потому что это не просто время воспоминаний, молитвы и благодарения, но и усилие ученичества у новомучеников и исповедников веры, а значит, собирание и изучение их опыта, вхождения в его смысл и значение через собственный опыт жизни в Церкви.

В Воронеже 9 февраля – день памяти новомучеников и исповедников – для членов братства во имя святителя Тихона Задонского был отмечен двумя событиями. Первое –семинар после литургии. Сначала состоялась краткая презентация магистерской работы выпускницы СФИ Анны Лепехиной (Свято-Петровское братство, Санкт-Петербург), посвященной архимандриту Тавриону (Батозскому). Речь шла о проблемах, связанных с критериями канонизации новомучеников и исповедников, а также о жизни и служении исповедника веры, ставшего примером собирания Церкви в разные периоды гонений на церковь советской властью. Разговор продолжился в форме общего поиска ответов на вопросы о значении опыта новомучеников для каждого из нас, о том, что составляет эпицентр этого опыта, содержание их жизни и служения? Встреча стала попыткой преодолеть инертность собственного церковного самосознания. Всегда ли мы отдаем себе отчет в том, достаточно ли усилий мы совершаем, чтобы осмыслять, усваивать опыт новомучеников? Понимаем ли мы свою причастность и ответственность за возрождение церкви, за восстановление достоинства человека, живущего в постсоветском пространстве?

Вечером в конференц-зале Дома актера состоялся вечер «Мы верим в общение святых» для жителей города Воронежа, организованный братством во имя святителя Тихона Задонского. Он прошел по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, при поддержке Комиссии по канонизации новомучеников и исповедников российских.

Председатель Комиссии, протоиерей Андрей Изакар рассказал об истории установления дня памяти новомучеников и исповедников – первое воскресение после 7 февраля (25 января). Эта дата связана с убиением священномученика митрополита Киевского и Галицкого Владимира.

В этот же день, спустя 11 лет – 85 лет назад - скончался от тифа на острове Анзер (Соловки) священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (острова Анзер и Большой Соловецкий изображены на первом клейме иконы новомучеников и исповедников). Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский боролся с обновленческим расколом. Благодаря его проповедям, беседам, богослужениям многие священники и миряне вернулись в патриаршую церковь. Уже будучи в заключении на Соловках, архиепископ Петр узнал, что сам был оклеветан и ложно обвинен как участник раскола.

– В Воронеже недавно была замечательная выставка об изъятии церковных ценностей, о грабеже церкви, – отметил протоиерей Андрей Изакар, упоминая гонения первых лет советской власти. – Если когда-нибудь удастся прославить всех подвижников ХХ века, Русская церковь станет тогда церковью новомучеников и исповедников. Такого количества невинно замученных и убиенных не было за всю историю церкви.

Гость вечера Сергей Федорович Шатилов, кандидат философских наук, историк, специалист по новомученикам земли Казахстанской, был в детстве крещен преподобноисповедником Севастианом Карагандинским. Он рассказал о жизни и служении святого. Можно сказать, что отец Севастиан прошел три академии: первая – сиротство, вторая – духовная, его жизнь в Оптиной пустыни, и третья – заключение в Карагандинском лагере. Отец Севастиан смог продолжить традицию Оптинских старцев в условиях жестоких гонений.

В следственном деле 1933 года можно прочитать слова отца Севастиана об отношении к советской власти: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий. Эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также среди остальных граждан, с которыми говорил на эту тему. При этом я говорил, что нужно молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся… Я мало доволен советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается православная вера».

После окончания сроков ссылки он со своими духовными чадами не стал возвращаться домой, а остался в Караганде. Отец Севастиан не благословлял своим духовным чадам ездить по монастырям. Он говорил: «Здесь вам Лавра, здесь Почаев и Оптина». Один из воспитанников отца Севастиана Карагандинского – исповедник веры, протоиерей Павел Адельгейм, претерпевший в августе 2013 года мученическую смерть. На вечере были показаны фрагмент видео-экскурсии с отцом Павлом Адельгеймом, в котором он вспоминал о встрече со своим духовным учителем, о жизни созданной им общины. На вечере также были представлены видео-фрагменты со свидетелем и участником жизни «потаенной церкви» А. П. Арцыбушевым, последняя проповедь отца Павла Адельгейма, прозвучавшая как прямое завещание собравшимся здесь и сейчас.

На вечере вспоминали опыт новомучеников и исповедников веры, которые собирали церковь, созидали общинную жизнь, заботились о духовном возрастании паствы, о передаче веры другим. Таким примером является знаменитая маросейская община преподобного Алексия Мечева и его сына священномученика Сергия. О формах церковной жизни общения и служения мечевцев рассказала Светлана Баланина, член Преображенского братства, выпускница богословского колледжа СФИ. Она напомнила, что в 1919 году община получила благословение самого патриарха Тихона (Белавина) именно как приходское братство. Светлана обратила внимание на тот факт, что с началом гонений на церковь в том же 1919 году отцом Алексием восстанавливается одна из важных христианских богослужебных традиций: в ночь с субботы на воскресение служилось достаточно полное всенощное бдение, литургия, а затем совершалась агапа: «После литургии в одном из помещений храма устраивалась трапеза с общением на духовные темы и чтением псалмов. Трапезы назывались агапами. Первоначально беседы на агапах выстраивал сам отец Алексий, но постепенно стал передавать ситуацию в руки собравшихся».

В продолжение вечера его участники, братья и сестры свидетельствовали о том, что несмотря на внешние и внутренние гонения Русская церковь наполнялась живительными связями любви. Одним из качеств, которому мы можем учиться у новомучеников и исповедников, является любовь к Богу и любовь к другому человеку, отношение к церкви как к родному дому, к самому главному делу и «сокровищу» своей жизни. Об этом свидетельствует опыт общины отцов Алексия и Сергия Мечевых, множества их духовных чад, священников и мирян, и жизнь преподобного Севастиана и священномученика Петра (Зверева). Именно любовь связывала их с огромным количеством людей. Память об их подвиге, жизни и смерти может стать преображающим началом в жизни современных христиан, если эта память окажется для нас не формальной, а вдумчивой, деятельной, если она найдет продолжение в нашей церковной жизни и служении.

Протоиерей Алексей Мечев с прихожанами
Протоиерей Алексей Мечев с прихожанами
Протоиерей Андрей Изакар
Протоиерей Андрей Изакар
Протоиерей Павел Адельгейм
Протоиерей Павел Адельгейм
Сергей Шатилов
Сергей Шатилов
Священномученик Петр (Зверев)
Священномученик Петр (Зверев)
Архимандрит Таврион (Батозский)
Архимандрит Таврион (Батозский)
Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский
Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский
Информационная служба Преображенского братства
Юрий Крапивин, Нина-Инна Ткаченко.
загрузить еще