Группу сопровождал Николай Аракчеев, председатель Марийской организации Общества «Мемориал» и директор музея, который сам узнал о репрессиях только в 1989 году, когда в газете «Известия ЦК КПСС» прочитал статью на эту тему. С тех пор он значительную часть своего времени и сил посвящает восстановлению памяти о тех событиях и пострадавших людях. Кроме того, Николай Александрович инициирует раскопки захоронений, ищет новые экспонаты, собирает материалы для музея и временных выставок.
По рассказу Николая Аракчеева, Мендурский полигон является местом расстрелов и захоронений более чем семи тысяч репрессированных, всего в регионе известно о сорока тысячах убитых. Захоронения осуществлялись в специальных рвах в несколько слоев. Произнося слово «захоронения», Николай Александрович поправился: «То есть ямы утилизации человеческих останков». Когда вскрыли один из рвов, в верхнем слое оказались стеклянные бутылки и банки из-под тушенки, которые убийцы бросили туда, пообедав после «работы» – это как нельзя лучше показывает кощунство их поведения. На многих черепах видны проломы, а значит, что даже после выстрела смерть наступала не сразу, и тогда людей добивали тем, что было под рукой, чем-то вроде кусков арматуры.
На трассе Москва-Сыктывкар, по которой проезжает большое количество путешественников, можно увидеть восьмиметровый крест, от которого в сосновый лес уходит дорога к полигону. На вопрос: «Как Вы думаете, что должно измениться в отношениях между людьми, чтобы такого рода вещи больше не повторялись? Благодаря чему может произойти покаяние в народе?», Николай Александрович ответил: «Я размышляю об этом последние пятнадцать-двадцать лет, и я прихожу к выводу, что, во-первых, те десять заповедей, которые существуют, надо соблюдать. Во-вторых, надо набраться или научиться технологии передачи этой информации окружающему миру, тем людям, которые от нас зависят: это дети, внуки, родственники или вообще люди неверующие, которых очень много». Николай Аракчеев добавил, что у современного человека отсутствует внутренний стержень, его мало заботят размышления о глубоком, а свобода, которой мы сейчас обладаем, уводит нас от смирения.
После краткой молитвы и воспевания «Вечной памяти» расстрелянным, паломники отправились в Музей истории ГУЛАГа, где собрано большое количество экспонатов, свидетельствующих о жестокости и бескомпромиссности карательных органов (ОГПУ, НКВД) по отношению к гражданам. Здание, в котором располагается музей, являлось в советское время штабом НКВД, а сейчас там воссоздана атмосфера периода самых тяжёлых репрессий. Комнаты, двери, окна сохранены в своём первоначальном виде. В здании находилась комната для допроса, камера ОГПУ-НКВД, карцеры, комната заседания тройки ОГПУ, а также сейчас там можно увидеть залы, посвящённые теме гонений на «кулаков», культурную элиту и духовенство.
О своей жизни паломникам рассказывали Елена Кузьминична Бундакова и Мальвина Сергеевна Ходоровская, дети «врагов народа», жертвы репрессий, которые, несмотря на преклонный возраст, работают в музее, общаются с посетителями, являясь живыми свидетелями.
На следующий день, 29 июля, состоялась встреча паломнической группы с Ксенофонтом Никаноровичем Сануковым, доктором исторических наук, первым председателем Марийской организации Общества «Мемориал» (1989-1996), автором книг и статей, посвящённых теме репрессий. С этой темой он впервые столкнулся, когда писал кандидатскую научную работу и, занимаясь архивами, увидел множество документов по делам репрессированных «кулаков». Получив «внушение» от властей, подписав бумаги о неразглашении полученной информации, он смог написать свою первую статью только лишь в 1988 году, когда сведения о репрессиях появились в советских СМИ. Одним из основных вопросов, который обсуждался на встрече с Ксенофонтом Никаноровичем, был о том, почему те, кого пытали без вины и заставляли подписывать себе приговор, хотя их было гораздо больше, чем тех, кто их пытал, не могли защитить себя и воспротивиться власти. Стало понятно, что ответ на этот вопрос можно найти только погружаясь в нашу историю, в т.ч. изучая ее самые трагические страницы.