«Я не хочу, чтобы меня показывали больше, чем я есть...»

04 октября 2012
19 сентября в музее ГУЛАГА состоялась презентация биографии Варлама Шаламова, вышедшей в серии «Жизнь Замечательных Людей»

В самом центре Москвы, недалеко от здания Генеральной прокуратуры Российской Федерации находится музей ГУЛАГА. Именно в этом месте проходила презентация книги одного из ведущих исследователей биографии и творчества Варлама Шаламова, кандидата культурологических наук Валерия Есипова.

Вступительное слово сказал автор. Он отметил, что трудно писать биографию человека, который практически сам всю ее рассказал в своих произведениях. Он напомнил слова Шаламова: «Я не хочу, чтобы меня показывали больше, чем я есть – ни современники, ни потомки».

После выступали гости – исследователи биографии Шаламова, переводчики на иностранные языки, люди, которые знали его лично, среди них Сергей Грозденский, сын близкого друга Варлама Шаламова; Татьяна Исаева, дочь колымских товарищей Шаламова Галины Воронской и Ивана Исаева; Елена Захарова, врач и переводчик; Наталья Выгон, невестка Михаила Выгона, который сидел с Шаламовым в Бутырке; литературовед Андрей Турков и другие.

Книга вызвала живой интерес и критические замечания. Несомненным достоинством книги Наталья Выгон назвала ее диалогичность: «Книга рассчитана на непрерывный диалог с читателем».

Историк Валентина Твардовская в своем выступлении сделала акцент на отношениях Шаламова с другими выдающимися людьми ушедшей эпохи. В частности, она рассказывала о сложных отношениях Шаламова и Солженицына. Шаламов считал Солженицына орудием холодной войны, которым сам быть не хотел.

Историк Александр Даниэль, сын Даниэля-Аржака, героя процесса Синявского-Даниэля [1], рассказал о том, что творчество Шаламова сейчас популярно в регионах. На Колыме, в больнице, где работал Варлам Шаламов, силами врачей создана мемориальная комната в его честь. «На Колыме слово «Шаламов» - пароль. Даже те, кто о нем не читали, помнят, что был такой писатель. Шаламов является своим для сегодняшней Колымы», – говорил Александр Даниэль.

Переводчик Шаламова на английский язык Джон Глэд поделился своим впечатлением от творчества Шаламова, восхищаясь его талантом как писателя: «Представьте себе, что России нет и никогда не было. Это все научная фантастика, но эта научная фантастика все равно является великим искусством. Советский Союз нанес великий удар по русской культуре. Шаламов был последним великим писателем».

Елена Захарова отметила: «Книга заполняет большой пробел. То, что случилось в то время – это было и есть экзистенциальное зло. И это не менее важно, чем то, что мы узнаем о Колыме и преступлениях сталинского режима.

Елена выразила несогласие с тем, что в книге говорится о последних месяцах жизни писателя. Она утверждает, что в последние дни жизни никакой сиделки из органов у Шаламова не было. Также она сообщила, что отпевание было ее личной инициативой: «Я это сделала по двум причинам. Во-первых, он не писал о том, чтобы его не отпевали. Во-вторых, альтернативой церковной панихиде было официальное прощание в дубовом зале Союза писателей».

В заключение вечера выступил руководитель проекта «Shalamov.ru», к. филос. н. Сергей Соловьев. Он поделился, что к серии ЖЗЛ относится неоднозначно. В этой серии вышла книжка про Сталина. «Словосочетание «Жизнь замечательных людей – товарищ Сталин» вызывает у меня оторопь», - поделился Сергей. Он обратил внимание на то, что на встрече нет представителей СМИ, что свидетельствует о непопулярности в нашем обществе столь важной темы осуждения преступлений сталинского режима.

 

 

На судьбе Шаламова отразилась вся трагичность, вся беспощадность ХХ века. «Сталинская коса косила всех подряд», писал В. Шаламов, и добавлял, что «именно по духовенству и пришелся самый удар прорвавшихся зверских народных страстей». Варлам знал это не понаслышке. Дядя Варлама, о. Прокопий, священник в Вотче, был арестован 25 января 1931 года, в разгар коллективизации на Севере, и в мае того же года был расстрелян. Отец – свящ. Тихон Шаламов стал обновленческим священником, умер в 1933 г. в полной нищете, старший брат Валерий, отрекся от отца и стал осведомителем ЧК; другой брат Сергей погиб на войне; сам писатель, прошедший всю мясорубку лагерей и оставивший бесценные свидетельства о них, являлся убежденным атеистом, но всегда уважительно относился к истинно верующим. Он умер в интернате для психохроников №32 на Абрамцевой улице в Медведково…

 

[1] Процесс Синявского и Даниэля - судебный процесс против писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. Он длился три дня в феврале 1966 года. Поскольку в СССР художественные произведения этих писателей не печатались, они переправляли их на Запад, где они публиковались под псевдонимами Абрам Терц (Синявский) и Николай Аржак (Даниэль). Их обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй». Даниэль был осуждён на 5 лет лагерей по предъявленной ему статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда». Синявский был приговорён к 7 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима по предъявленной ему статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда».

Анна Сахарова
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще