Встреча «Камышинские подвижники» в Никольском кафедральном соборе

19 июня 2013
16 июня в библиотеке Никольского кафедрального собора состоялась встреча, посвященная праведникам и святым, жившим, учившимся или служившим в Камышине

Это встреча – уже пятая из цикла встреч о святых новомучениках и исповедниках Российских, которые подготовили прихожане собора – члены малого братства во имя Новомучеников и исповедников Российских (Преображенское братство).

Начались эти встречи ещё в феврале, в день памяти святых новомучеников и исповедников Российских, когда в Никольском кафедральном соборе состоялась первая встреча, посвященная жизни и подвигу священномученика Сергия Мечева. 17 марта там же состоялась встреча, посвященная жизни и подвигу нашего земляка – священномученика Николая Попова. В праздник Благовещения прошла встреча, посвященная жизни и подвигу преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Продолжением этой встречи стала следующая, 19 мая, посвященная памяти преподобноисповедник Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители.

В этот раз встреча была о трех подвижниках: священномученике Викторе, епископе Глазовском и Воткинском (родился в с. Золотое Камышинского уезда); протоиерее Павле Антоновиче Боброве (родился в Камышине и учился в Камышинском духовном училище); мученике Николае Николаевиче Фиолетове (родился в с. Ерзовка, окончил Камышинское духовное училище).

Диакон Никольского кафедрального собора Александр Ефимов в своем вступительном слове сказал о важности обращения к памяти новомучеников и исповедников ХХ века и обратил внимание собравшихся на то, что «нам, живущим в комфорте, безопасности, пользующимися современными средствами передвижения и связи, бывает очень трудно понять все те трудности и лишения, на которые шли исповедники и новомученики ради Христа и церкви». Затем состоялся просмотр фильма о гонениях на Русскую православную церковь в советское время.

Выпускник Богословского колледжа при Свято-Филаретовском институте Кирилл Коновалов рассказал о протоиерее Павле Боброве (1829-1914), известном педагоге, публицисте и миссионере среди калмыков на Нижней Волге. Всю свою долгую и насыщенную событиями жизнь этот праведник, почитаемый и поныне, занимался просвещением народа. В селе Пришиб, где он проповедовал местным жителям, попавшим под влияние штундистов, и калмыкам, он открыл женское и мужское училище, а также написал учебник Закона Божьего для детей. Этот учебник был издан, стал популярен и использовался в педагогической практике много лет. Проповедовал он калмыкам бесстрашно, не смотря на то, что местные калмыцкие князья и буддийские священнослужители всячески ему препятствовали и угрожали.

Он много писал и опубликовал десятки статей о религиозной, миссионерской и исторической жизни Поволжья. Интересным историческим, этнографическим и статистическим материалом насыщена его «Приходская летопись села Пришиб Царевского уезда Астраханской губернии». Пользовалась успехом его автобиографическая книга «Памятка приходского пастыря», где он делился опытом своей миссионерской и пастырской деятельности. С 1886 года его перевели в Саратовскую духовную семинарию, где двадцать пять лет он был духовником. Сохранились воспоминания о его многочисленных «внебогослужебных беседах», которые он вел с воспитанниками. До сих пор его имя чтут в этой семинарии. Известно, что во время эпидемии чумы 1897 года он выехал в зараженную местность и оставался вместе с больными, утешая их, помогая врачам и препятствуя возникновению паники и беспорядков.

О священномученике Викторе (Островидове), епископе Глазовском и Воткинском (1875-1934), рассказала Наталья Адаменко, преподаватель СФИ. После окончания Казанской духовной академии он принял монашество и был направлен в Саратовскую епархию, где стал активным деятелем Православного миссионерского общества, которое занималось там организацией миссионерского служения среди чувашей. В основу миссионерского дела было положено обучение чувашей грамоте и совершение богослужения на чувашском языке. Разъездной миссионер иеромонах Виктор стал известен в епархии своими публичными лекциями на различные общественно значимые темы, на которых собиралось много людей. Их посещали также епископ Гермоген (Долганёв), саратовский губернатор Петр Столыпин, директора гимназий, духовенство. Его лекции и беседы издавались в Санкт-Петербурге большими тиражами. В 1905 году иеромонах Виктор был зачислен в состав Иерусалимской Духовной Миссии, через несколько лет переведен в Архангельск, а затем настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита.

В сентябре 1918 архимандрит Виктор был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. Но новые условия жизни церкви требовали поставления новых архиереев из числа образованных, ревностных и опытных монахов, и в декабре 1919 архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Прибыв в январе 1920 в Вятскую епархию, он с ревностью приступил к исполнению епископских обязанностей, просвещая и научая народ вере и благочестию и с этой целью организуя общенародное пение. Властям не понравилось столь горячее отношение к вере и Церкви, и он был арестован. Решительно выступил против обновленческого движения. Он резко негативно отнесся к Декларации Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и даже обратился к митрополиту с просьбой пересмотреть свою позицию. В общей сложности он был пять раз арестован и приговорен к различным срокам тюремного заключения и отбыл несколько ссылок, в одной из ссылок он и скончался. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Наталья Копайсова, педагог дополнительного образования, рассказала о жизни и подвиге Николая Николаевича Фиолетова (1891-1943), правоведа, философа, богослова, религиозного деятеля. Родился он в семье потомственного провинциального священника, но из семинарии ушел из солидарности с несправедливо отчисленными товарищами. Во время учебы на юридическом факультете Московского университета увлекся философскими идеями преподававшего там князя Е.Н. Трубецкого. Был оставлен для подготовки к научной деятельности при кафедре канонического права, а затем стал профессором церковного права Пермского университета. Публиковал много статей по общественно-церковной тематике. Стал самым молодым из участников 1-го Всероссийского Церковного собора (1917-1918), где был секретарем отдела «Правовое положение Церкви в государстве». Преподавал право в Иркутске, Саратове, Ташкенте. Общался со многими выдающимися православными деятелями, по разным причинам оказавшимися в Ташкенте, в т.ч. с владыками Арсением (Стадницким), Никандром (Феноменовым), Лукой (Войно-Ясенецким). Был близко знаком с архимандритом, будущим епископом Вениамином (Троицким). Весной 1931 он был приглашен на должность ученого секретаря в Таджикское НИИ в Сталинабаде (ныне – Душанбе), но вскоре был арестован по приказу из Ташкента и выслан в Новосибирск. Везде, где бы он ни был, вокруг него сразу же собирались ищущие люди, молодежь. Николай Николаевич много внимания уделял христианскому просвещению, занимался катехизацией, читал с молодежью Евангелие, составлял списки книг для христианского самообразования в условиях гонений.

В 1934 году срок ссылки истек, и Николай Николаевич смог устроиться преподавателем всеобщей истории в Курский педагогический институт, но через год был уволен без права педагогической деятельности за веру: на одной из лекций из-под рубашки у него выскользнул нательный крест, и об этом случае донесли. В 1935-39 гг. жил в Калинине, где перебивался почасовой преподавательской и случайной литературной работой, здесь он написал свой самый известный и актуальный до сих пор труд «Очерки христианской апологетики», в котором заложил основы христианской апологетики в условиях атеистических гонений. В 1941 году он был арестован по доносу и приговорен к десяти годам исправительных трудовых лагерей, скончался в 1943 году от истощения в Мариинских лагерях. В настоящее время Саратовской епархиальной комиссией по канонизации готовятся материалы к прославлению новомученика мирянина Николая в лике святых.

По просьбе прихожан Никольского кафедрального собора встречи, посвященные жизни и подвигу новомучеников и исповедников Российских, будут проводиться теперь каждый месяц. Несколько ближайших встреч будет посвящено камышинским подвижникам.

Диакон Александр Ефимов
Диакон Александр Ефимов
Наталья Адаменко
Наталья Адаменко
Наталья Копайсова
Наталья Копайсова
Прот. Павел Бобров
Прот. Павел Бобров
Священномученик Виктор, епископ Глазовский и Воткинский
Священномученик Виктор, епископ Глазовский и Воткинский
Николай Николаевич Фиолетов
Николай Николаевич Фиолетов
Наталья Адаменко
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще