Это встреча – уже пятая из цикла встреч о святых новомучениках и исповедниках Российских, которые подготовили прихожане собора – члены малого братства во имя Новомучеников и исповедников Российских (Преображенское братство).
Начались эти встречи ещё в феврале, в день памяти святых новомучеников и исповедников Российских, когда в Никольском кафедральном соборе состоялась первая встреча, посвященная жизни и подвигу священномученика Сергия Мечева. 17 марта там же состоялась встреча, посвященная жизни и подвигу нашего земляка – священномученика Николая Попова. В праздник Благовещения прошла встреча, посвященная жизни и подвигу преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Продолжением этой встречи стала следующая, 19 мая, посвященная памяти преподобноисповедник Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители.
В этот раз встреча была о трех подвижниках: священномученике Викторе, епископе Глазовском и Воткинском (родился в с. Золотое Камышинского уезда); протоиерее Павле Антоновиче Боброве (родился в Камышине и учился в Камышинском духовном училище); мученике Николае Николаевиче Фиолетове (родился в с. Ерзовка, окончил Камышинское духовное училище).
Диакон Никольского кафедрального собора Александр Ефимов в своем вступительном слове сказал о важности обращения к памяти новомучеников и исповедников ХХ века и обратил внимание собравшихся на то, что «нам, живущим в комфорте, безопасности, пользующимися современными средствами передвижения и связи, бывает очень трудно понять все те трудности и лишения, на которые шли исповедники и новомученики ради Христа и церкви». Затем состоялся просмотр фильма о гонениях на Русскую православную церковь в советское время.
Выпускник Богословского колледжа при Свято-Филаретовском институте Кирилл Коновалов рассказал о протоиерее Павле Боброве (1829-1914), известном педагоге, публицисте и миссионере среди калмыков на Нижней Волге. Всю свою долгую и насыщенную событиями жизнь этот праведник, почитаемый и поныне, занимался просвещением народа. В селе Пришиб, где он проповедовал местным жителям, попавшим под влияние штундистов, и калмыкам, он открыл женское и мужское училище, а также написал учебник Закона Божьего для детей. Этот учебник был издан, стал популярен и использовался в педагогической практике много лет. Проповедовал он калмыкам бесстрашно, не смотря на то, что местные калмыцкие князья и буддийские священнослужители всячески ему препятствовали и угрожали.
Он много писал и опубликовал десятки статей о религиозной, миссионерской и исторической жизни Поволжья. Интересным историческим, этнографическим и статистическим материалом насыщена его «Приходская летопись села Пришиб Царевского уезда Астраханской губернии». Пользовалась успехом его автобиографическая книга «Памятка приходского пастыря», где он делился опытом своей миссионерской и пастырской деятельности. С 1886 года его перевели в Саратовскую духовную семинарию, где двадцать пять лет он был духовником. Сохранились воспоминания о его многочисленных «внебогослужебных беседах», которые он вел с воспитанниками. До сих пор его имя чтут в этой семинарии. Известно, что во время эпидемии чумы 1897 года он выехал в зараженную местность и оставался вместе с больными, утешая их, помогая врачам и препятствуя возникновению паники и беспорядков.
О священномученике Викторе (Островидове), епископе Глазовском и Воткинском (1875-1934), рассказала Наталья Адаменко, преподаватель СФИ. После окончания Казанской духовной академии он принял монашество и был направлен в Саратовскую епархию, где стал активным деятелем Православного миссионерского общества, которое занималось там организацией миссионерского служения среди чувашей. В основу миссионерского дела было положено обучение чувашей грамоте и совершение богослужения на чувашском языке. Разъездной миссионер иеромонах Виктор стал известен в епархии своими публичными лекциями на различные общественно значимые темы, на которых собиралось много людей. Их посещали также епископ Гермоген (Долганёв), саратовский губернатор Петр Столыпин, директора гимназий, духовенство. Его лекции и беседы издавались в Санкт-Петербурге большими тиражами. В 1905 году иеромонах Виктор был зачислен в состав Иерусалимской Духовной Миссии, через несколько лет переведен в Архангельск, а затем настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита.
В сентябре 1918 архимандрит Виктор был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. Но новые условия жизни церкви требовали поставления новых архиереев из числа образованных, ревностных и опытных монахов, и в декабре 1919 архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Прибыв в январе 1920 в Вятскую епархию, он с ревностью приступил к исполнению епископских обязанностей, просвещая и научая народ вере и благочестию и с этой целью организуя общенародное пение. Властям не понравилось столь горячее отношение к вере и Церкви, и он был арестован. Решительно выступил против обновленческого движения. Он резко негативно отнесся к Декларации Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и даже обратился к митрополиту с просьбой пересмотреть свою позицию. В общей сложности он был пять раз арестован и приговорен к различным срокам тюремного заключения и отбыл несколько ссылок, в одной из ссылок он и скончался. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Наталья Копайсова, педагог дополнительного образования, рассказала о жизни и подвиге Николая Николаевича Фиолетова (1891-1943), правоведа, философа, богослова, религиозного деятеля. Родился он в семье потомственного провинциального священника, но из семинарии ушел из солидарности с несправедливо отчисленными товарищами. Во время учебы на юридическом факультете Московского университета увлекся философскими идеями преподававшего там князя Е.Н. Трубецкого. Был оставлен для подготовки к научной деятельности при кафедре канонического права, а затем стал профессором церковного права Пермского университета. Публиковал много статей по общественно-церковной тематике. Стал самым молодым из участников 1-го Всероссийского Церковного собора (1917-1918), где был секретарем отдела «Правовое положение Церкви в государстве». Преподавал право в Иркутске, Саратове, Ташкенте. Общался со многими выдающимися православными деятелями, по разным причинам оказавшимися в Ташкенте, в т.ч. с владыками Арсением (Стадницким), Никандром (Феноменовым), Лукой (Войно-Ясенецким). Был близко знаком с архимандритом, будущим епископом Вениамином (Троицким). Весной 1931 он был приглашен на должность ученого секретаря в Таджикское НИИ в Сталинабаде (ныне – Душанбе), но вскоре был арестован по приказу из Ташкента и выслан в Новосибирск. Везде, где бы он ни был, вокруг него сразу же собирались ищущие люди, молодежь. Николай Николаевич много внимания уделял христианскому просвещению, занимался катехизацией, читал с молодежью Евангелие, составлял списки книг для христианского самообразования в условиях гонений.
В 1934 году срок ссылки истек, и Николай Николаевич смог устроиться преподавателем всеобщей истории в Курский педагогический институт, но через год был уволен без права педагогической деятельности за веру: на одной из лекций из-под рубашки у него выскользнул нательный крест, и об этом случае донесли. В 1935-39 гг. жил в Калинине, где перебивался почасовой преподавательской и случайной литературной работой, здесь он написал свой самый известный и актуальный до сих пор труд «Очерки христианской апологетики», в котором заложил основы христианской апологетики в условиях атеистических гонений. В 1941 году он был арестован по доносу и приговорен к десяти годам исправительных трудовых лагерей, скончался в 1943 году от истощения в Мариинских лагерях. В настоящее время Саратовской епархиальной комиссией по канонизации готовятся материалы к прославлению новомученика мирянина Николая в лике святых.
По просьбе прихожан Никольского кафедрального собора встречи, посвященные жизни и подвигу новомучеников и исповедников Российских, будут проводиться теперь каждый месяц. Несколько ближайших встреч будет посвящено камышинским подвижникам.