«Враги человеку домашние его». О церкви и семье в наши дни

22 июля 2014
Можно ли совместить настоящее христианское служение с радостной семейной жизнью?

Все знают, что в тексте Нового завета есть отрывки, вызывающие возмущение. Пожалуй, одним из самых пререкаемых и по сей день остается вопрос о семье. Как примирить эти слова: «Враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36); «Говорят Ему ученики Его: "Если так обстоит дело между мужем и женой, уж лучше не жениться!" А Он им сказал: "Не все способны принять это слово, но лишь те, кому дано (Мф. 19:10-11)"», – с тем, что Христос посещает брак в Кане Галилейской, а также говорит ученикам, чтобы они не препятствовали детям приходить к Нему?

Вопрос о том, можно ли совместить настоящее христианское служение с радостной семейной жизнью, остается открытым и в наше время. Пожалуй, наиболее остро этот вопрос ставится в романе Н. Казандзакиса «Последнее Искушение», где счастливая семейная жизнь показывается как последнее искушение Иисуса. В романе намного сильнее, чем в фильме, показаны весь ужас и пустота этого возможного выбора «простого человеческого счастья». В развязке мы понимаем, что Христу это причудилось лишь на мгновение, что Он не сошел с креста, и лишь тогда Он облегченно издает последний вздох: «Свершилось».

С другой стороны, в наше время многие священнослужители ратуют за большие крепкие христианские семьи, ссылаясь на апостола Павла, что это «малая церковь». А еще многие «молодежки» ставят перед собой цель, явную или тайную, познакомить и поженить молодых христиан. Недавно я держала брошюру, в которой говорилось, что «плодами миссионерских усилий» молодежного клуба такого-то являются семь браков и т.д.

И все бы было хорошо, если бы члены тех или иных молодежек в честном разговоре не рассказывали, что как только люди женятся, заводят детей, то на все другое у них уже не хватает сил. А если женятся так называемые «молодежные лидеры», то жизнь «молодежки» сразу закисает. Действительно, куда может пойти молодая мамочка с младенцем, а то и с двумя? В лучшем случае придет к середине воскресной службы в храм – и то хорошо. А отец? Ему надо зарабатывать деньги.

Будучи членом Преображенского братства в течение нескольких последних лет, я была уверена, что семья и служение – вещи несовместимые. А тут мне посчастливилось съездить в детский христианский лагерь Воскресенского малого православного братства. После всех размышлений и сомнений мы с мужем и девятимесячным карапузом поехали на машине на Можайское водохранилище. И, как оказалось, наш сын был не самым младшим в собрании: была еще 6-месячная София с папой и мамой, и еще несколько малышей с мамами.

Больше всего впечатлило семейство Малышевых. Они приехали своим ходом, без машины, с тремя детьми. Младшему Федору – четыре месяца. И если я поллагеря провела с малышом в номере, то мама Федора участвовала во всех мастерских и событиях, а папа практически каждый вечер был соведущим вечерней программы.

Про сам лагерь расскажу коротко, так как не знаю, как описывать столь чудесные солнечные и не очень дни. Было много общения и радости, всевозможные мастерские, от декупажа до химической лаборатории, была поездка в дом престарелых, были прекрасные вечера, богослужения и духовные разговоры. Один из них, кстати, был посвящен пути брака и безбрачия.

Как и следовало ожидать, мнения о том, каким путем идти, сильно разделились. Замужние защищали брак. Ведь даже в первых главах Бытия, говорили они, было заповедано «плодиться и размножаться» и «не быть человеку одному». Приводили в пример о. Александра Меня, о. Александра Шмемана и о. Павла Адельгейма. Сторонники пути безбрачия приводили в пример Христа. В целом же пришли к тому, что надо искать волю Божию о себе и идти тем путем, который Он тебе предназначил. Еще запомнилось, что может быть, наилучшим вариантом является продолжение своего пути в Церкви в том звании, в котором ты был призван в нее: то есть замужним не разводиться, а терпеть все «тяготы по плоти», а незамужним выбрать путь безбрачия.

Для себя я сделала вывод, что, в общем, все-таки возможно быть членами Русской православной церкви, всерьез в церкви за что-то отвечать и при этом оставаться семейным человеком. Конечно же, это трудно. Трудно и безбрачие, труден и брак. Кто-то мне сказал, что, возможно, в наше время брак является более трудным путем, потому что по узкому пути идут двое. Но слова Христа о том, что «все возможно верующему», не дают унывать.

Анна Сахарова
Фото Олега Свечникова и Дмитрия Демьянченко
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще