Воцерковление как путь и изменение жизни

28 августа 2017
Критерии воцерковления, роль поручителей, святоотеческий опыт оглашения и его актуализацию в церкви обсуждали участники фестивальной площадки по катехизации
Одна из тринадцати площадок фестиваля Преображенские встречи была посвящена теме катехизации и носила название «От разума и познания рождается вера» (свт. Димитрий Ростовский). Ее участники предприняли попытку вместе переосмыслить многообразную традицию катехизации и собственный опыт, прийти к единому пониманию критериев вхождения человека в церковь сегодня и путей помощи в этом человеку.

Площадка состояла из двух дискуссионных встреч, первая из которых носила название «Цели и пути воцерковления сегодня».

Кирилл Мозгов, руководитель издательства и старший преподаватель СФИ (Москва), рассказал о святоотеческом опыте воцерковления и его актуализации в церкви. Докладчик обратился к тому периоду церковной истории, когда катехизация была реальностью жизни и к тем людям, которые имели непосредственное отношение к оглашению. Известны слова Григория Нисского: «Возрождением совершаемое претворение нашей жизни не будет претворением, если останемся в том же состоянии, в каком и теперь». То есть процесс воцерковления предполагал динамику, человек должен был от чего-то уйти и к чему-то прийти.

Пути воцерковления могут быть разными. Например, в недавний период истории нашей страны людям часто приходилось пробиваться к церковной жизни самостоятельно. Но в нормальном случае человек проходит этот путь совместно с церковью и ответственность здесь взаимная. Катехизатор передает свое представление о церкви и свой опыт жизни в ней. Сама экклезиология влияет на то, какой путь воспримет оглашаемый (общинное устроение, евхаристическое, или только жизнь в церкви как в организации). В соответствии с тем, как менялось видение церкви самой себя, так менялась и катехизация.

Кирилл Мозгов, руководитель издательства и старший преподаватель СФИ
Кирилл Мозгов, руководитель издательства и старший преподаватель СФИ

В тот период, когда катехизация была нормой жизни церкви, воцерковление понималось именно как изменение жизни, когда человек отступал от всего препятствующего ему быть с Богом и обретал качества, делающие его учеником Христа. Основной критерий состоявшегося рождения в Духе – такое изменение человека, когда по его жизни в нём можно узнать Бога, которого он исповедует. «Поэтому если принял ты Бога, сделался чадом Божиим, покажи произволением, что и в тебе Бог, покажи в себе Родившего» (Творения св. Григория Нисского, ч. 4. М., 1861).

Однако современная приходская практика скорее использует иные критерии опознавания воцерковленного человека. В своем докладе Анна Алиева, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ, прокомментировала результаты опроса тех, кто занимается сегодня катехизацией: священников и мирян-катехизаторов. Из опроса удалось выяснить, что критерии вхождения в церковь могут иметь, скорее, литургический, богослужебный акцент; также важна молитва, чтение Священного писания; только иногда – изменение жизни, смена жизненных приоритетов, обретение любви к Богу. Практически для всех, ответивших на вопросы, была очевидна недостаточность 3-4 встреч для того, чтобы человек научился жить по Евангелию, и приобрел опыт Божьей любви. Одна из трудностей современного оглашения и крещения – практическая невозможность отслеживать на приходе, что с человеком происходит после крещения. В церкви ничего не обеспечивает встречу новых людей, более того, отношение к церковной жизни, оглашению и т.п. настолько отличаются на разных приходах, что новому человеку бывает трудно сориентироваться. Иногда мешают людям воцерковляться, становятся препятствием, и личные качества катехизатора. Также сами катехизаторы часто не участвуют в жизни человека. Многие настаивали, что только общины могут дать возможность новокрещенным и нововоцерковленным людям остаться в церкви.

Анна Алиева, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ; Кирилл Мозгов, руководитель издательства и старший преподаватель СФИ
Анна Алиева, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ; Кирилл Мозгов, руководитель издательства и старший преподаватель СФИ

Алексей Волков, катехизатор на приходе из г. Гродно (Беларусь), отметил проблему индивидуализма, отсутствия у катехизаторов интереса к опыту оглашения в других местах. Определяющим оказывается влияние прихода на процесс и плоды оглашения – человек попадает на приход и от того, кого он там встретит, зависит состоится ли катехизация.

Справа – Алексей Волков, катехизатор на приходе из г. Гродно
Справа – Алексей Волков, катехизатор на приходе из г. Гродно

Вторая встреча прошла под названием «Кто и как может помочь воцерковлению». Ирина Елисеева, сотрудник Богословского колледжа при СФИ (Москва), говорила о проблеме духовного запроса у современных людей, о том, что, по свидетельству катехизаторов, на сто человек только один-два имеют серьёзную мотивацию. Здесь препятствием становится потребительское отношение. Однако многие просто не умеют сформулировать свой глубинный духовный запрос, а значит, задача тех, кто уже в церкви, – его выявить. Важно не останавливаться только на решении житейских проблем, что неизбежно приводит к разочарованию и уходу из церкви, а помочь прорваться к главному – к обретению Бога.

Ирина Елисеева, сотрудник Богословского колледжа при СФИ
Ирина Елисеева, сотрудник Богословского колледжа при СФИ

В своем докладе «Служение поручителя» Мария Дикарева, сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации при СФИ (Москва) рассказала о роли поручителя в жизни оглашаемого, который решил изменить свою жизнь. По ее словам, в первую очередь сам катехизатор должен стать таким человеком, который научит, явит пример, но для оглашаемого важно, чтобы рядом был человек, который поддерживал бы его на всем пути воцерковления. В катехизической традиции древней церкви такой человек назывался поручителем. Это более древнее наименование, чем крестный и восприемник. Оно указывает на основную ответственность поручителя: поручитель – тот, кто ручался за подлинность намерений человека и за его готовность стать христианином. В катехизической практике Преображенского братства предпринимается попытка возрождения служения поручителя, накоплен довольно большой опыт удач и ошибок. Не так давно стало ясно, что именно от этого человека, а не от катехизатора, в большей степени зависит сможет ли человек завершить катехизацию и принесет ли его воцерковление плоды. Важно, что поручитель и оглашаемый связаны особыми отношениями доверия и духовного родства. Отсюда – огромное влияние поручителя на оглашаемого. В задачу поручителя сегодня, как и в древности, входит: молитва за оглашаемого; свидетельство о Христе и жизни в Церкви словом и собственным примером; помощь катехизатору в принятии решения о допуске оглашаемого к научению вере и крещению; помощь в прохождении пути научения. В завершении был показан видеоролик, в котором прошедшие оглашение в Преображенском братстве рассказали о роли поручителя на их пути к Богу.

Мария Дикарева, сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации при СФИ (Москва), и соведущий площадки Алексей Евстигнеев, председатель Свято-Тихоновского малого православного братства (Воронеж)
Мария Дикарева, сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации при СФИ (Москва), и соведущий площадки Алексей Евстигнеев, председатель Свято-Тихоновского малого православного братства (Воронеж)

Далее в дискуссии участники старались найти ответ на вопрос, как возродить институт поручительства на приходе и что может этому способствовать.

Федор (катехизатор) говорил о поручителе как о друге, проводнике, более опытном в духовной жизни, так как можно поделиться только тем, что есть у тебя самого. Затронул практику крещения детей, когда институт крестных стал формальностью и крестные перестали быть такими проводниками.

Федор (катехизатор)
Федор (катехизатор)

Дарья (помощник в оглашении на приходе) поделилась личным опытом. На оглашение она пришла без поручителя, но по доверию к катехизатору его нашла. Отношения духовного родительства можно обрести уже в процессе катехизации, если оба человека примут это как волю Божию.

Дарья (помощник в оглашении на приходе)
Дарья (помощник в оглашении на приходе)

Священник Георгий Ганцелевич, говоря о том, что без оглашения воцерковления не происходит, отметил: «Я пришел искать ответы на вопросы, которые наболели. Я крестил тысячи людей, но я считаю, что я никого не крестил – ни младенцев с распространенной формулировкой, ни взрослых – тем паче». По словам отца Георгия, он крестил только одну женщину, которая прошла оглашение.

Священник Георгий Ганцелевич
Священник Георгий Ганцелевич

Участники встречи пришли к единому мнению, что войти в церковь по-настоящему человек может только в свободе. Из благодарности за обретенную свободу и встречу со Христом рождается желание поделиться драгоценностью этого пути. Здесь нет технологий. Но, свидетельствуя о пути Жизни, человека вводят в конкретное церковное пространство, видимое и ощутимое. А значит, именно церковная община может взять ответственность за катехизацию, и сама катехизация должна создавать единое пространство общения, общину.

В завершение фестивальной площадки ее организаторы выразили надежду на то, что круг общения людей не равнодушных к вопросу воцерковления расширится и проблемный разговор продолжится.


Ольга Афанасьева, Ника Артуньянц, Анастасия Безгодкова


Фото Александра Жохова, Дианы Рыбаковой

Слева направо: Анна Алиева, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ; Кирилл Мозгов, руководитель издательства и старший преподаватель СФИ; соведущая встречи Ольга Афанасьева, научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова (Гомель)
Слева направо: Анна Алиева, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ; Кирилл Мозгов, руководитель издательства и старший преподаватель СФИ; соведущая встречи Ольга Афанасьева, научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова (Гомель)
конец!