Верите ли вы в будущность Православия в России?

Сегодня, в день памяти отца Александра Меня, убитого 25 лет назад, мы хотели бы предоставить нашим читателям возможность встретиться с ним самим — в том интервью, которое с 1970-х годов он хранил у надежного человека на случай своего ареста.

Надежным человеком был Никита Алексеевич Струве, главный редактор парижского «Вестника РСХД». Как известно, ареста отцу Александру удалось избежать, поэтому текст этого интервью был опубликован значительно позже — в «Вестнике РСХД» № 159 за 1990 год, вместе с некрологом и другими материалами об отце Александре.

Кому-то в этом интервью будет важно узнать о тех, кого он считал своими учителями, кому-то — о том, что называет своим главным призванием, а кто-то, возможно, удивится, узнав, что свою первую книгу «Сын Человеческий» отец Александр выпустил в самиздат в достаточно раннем возрасте — в 23 года. Пусть же в этот день «миссионер для племени интеллигентов», по словам Сергея Аверинцева», и «предвестник евангелизации всего служения Православной церкви», по словам архиеп. Михаила (Мудьюгина), сам расскажет нашим читателям о себе. Интервью печатается в сокращении.

Это интервью, взятое у меня корреспондентом Н., я разрешаю распространять, публиковать и перепечатывать, только если будут получены достоверные сведения о моем аресте. Это требование категорическое и безусловное. Текст прошу хранить так, чтобы он не был доступен никому, кроме владельца. 
Прот. Александр Мень

- Отец Александр, мне говорили, что ваши работы публиковали только за рубежом. Верно ли это? 
- Нет. С 1959 г. главы из моих двух книг в виде отдельных статей печатались в нашем церковном органе, “Журнале Московской Патриархии”. Кроме того, там были опубликованы мои очерки об апостолах и некоторых из Отцов Церкви. Первые мои статьи за рубежом были помещены в “Stimme der Orthodoxie” и болгарском “Церковном Вестнике”. Всего за период с 1959 по 1966 г. вышло около 30 моих статей. 
- А книг? 
- Поскольку у нас почти не издают книг богословского содержания, мои книги долгое время существовали в рукописном виде. Своего имени на них я не ставил. Поэтому, когда они выходили за границей, издатели снабжали их псевдонимами. 
- А почему вы предпочитали не ставить своего имени? 
- Когда книга ходит по рукам, всегда есть вероятность, что ее опубликуют за границей, а появление книг с моим именем вызвало бы нежелательную реакцию и могло быть неправильно истолковано. Для меня важнее, чтобы люди могли читать мои книги, а сенсаций и лишних проблем я не ищу. 
- Какие книги были вами написаны за последнее время? 
- Первой книгой, которая получила широкое хождение, был очерк евангельской истории, предназначенный для читателя, незнакомого с Писанием. Эта книга, “Сын Человеческий”, была напечатана в Брюсселе в 1968 г. издательством “Жизнь с Богом” под псевдонимом А. Боголюбов. Другая книга, посвященная православному богослужению, тоже была рассчитана на начинающего читателя. Она вышла без имени автора в том же издательстве под названием “Небо на земле” (Брюссель, 1969). С 1960 года я работаю над шеститомной историей религии. Ее цель - дать картину духовного развития дохристианского человечества. Сейчас, когда многие люди захвачены духовными поисками, мне казалось важным показать, как человек прошлого искал Бога. Книга эта называется “В поисках Пути, Истины и Жизни”. 

- А помимо тех книг, над которыми вы сейчас работаете, у вас есть планы на будущее? 
- В наше время трудно что-либо планировать, но, если будет дана возможность и силы, я хотел бы написать книгу о проблеме зла. Материал к ней уже собран, и называться книга должна “Хаос и Логос”. Еще мне хотелось бы написать книгу о Евангелии и мифе, в основу которой ляжет мой очерк “Миф или действительность?”, приложенный к “Сыну Человеческому”. О других планах я не буду говорить, ибо не знаю, смогу ли осуществить даже перечисленные замыслы. 
- Скажите, отец Александр, что является для вас главным: служение священника или литературная работа? 
- Я это не могу разделить. Все, о чем мне приходится писать, тесно связано с моей деятельностью как священника. В частности, в своих книгах я стараюсь помочь начинающим христианам, пытаясь раскрыть на современном языке основные аспекты евангельского жизнепонимания и учения. Наша дореволюционная литература, к сожалению, не всегда понятна нынешним читателям, а иностранные книги обращены к людям с психологией и опытом иными, нежели наши. Поэтому постоянно существует нужда в новых отечественных книгах. Особенно для тех, кто недавно вступил на путь веры. 
- А сами вы всегда были верующим или пережили обращение позднее? 
- Каждый человек должен пережить нечто подобное “обращению”. Даже если он с детства был воспитан в вере. 
- Ваши родители были верующими? 
- Отец мой всю жизнь чуждался всякой религии. Он был инженером, всецело погруженным в свою работу, и духовные проблемы волновали его мало. Но мать моя и ее сестра крестились в сознательном возрасте и меня воспитали в Православии. Кроме них в своем религиозном становлении я многим обязан духовным детям отцов Мечёвых, а также одной монахине из Загорска и своему духовнику о. Н. Голубцову. Эти люди научили меня, как должен вестись диалог Церкви с миром. 
- А где прошла большая часть вашей жизни? 
- Я родился в Москве в 1935 г. и там закончил школу. С 1953 по 1955 г. я жил и учился близ Москвы, затем - три года в Сибири. С 1964 г. я с женой, дочерью и сыном живу под Загорском. С этим городом преп. Сергия у меня было много связано, начиная с того дня, когда меня там крестили ребенком. 
- Вы там получили богословское образование? 
- Да. Я окончил Московскую Духовную Академию в Загорске, но семинарию - в Ленинграде. Учился я заочно, уже служа на приходе. А до этого, с 1953 по 1958 г., я изучал биологию в Московском пушном институте и Иркутском сельскохозяйственном. 
- Вы хотели стать биологом? 
- Я очень люблю эту область науки и решил прежде поступления в семинарию поработать некоторое время в ней. Священник всегда только выигрывает, если проходит путь “светской” жизни до посвящения. Но Бог судил иначе. Из-за моих убеждений меня не допустили до государственных экзаменов. А через месяц я уже был рукоположен (1 июня 1958 г.). 
- Как же вас посвятили без духовного образования
- Я со школьных лет изучал богословие, пел, читал и прислуживал в храме. Так что ко времени рукоположения я уже получил необходимую начальную подготовку. Митр. Николай счел возможным принять меня без экзаменов. Рукоположен дьяконом я был архиеп. Макарием, а в I960 г. иереем - еп. Стефаном. 
- Давно ли вы стали писать? 
- Очень давно, почти с первых школьных лет. Первые большие книги, посвященные церковной и библейской истории, я написал будучи студентом. Теперь я смотрю на них лишь как на “трамплин” для дальнейшей работы. “Сына Человеческого” я написал в 1958 г., а через год была, как я уже говорил, опубликована моя первая статья. С тех пор я пишу постоянно, используя те урывки времени, которые остаются после приходской работы. 
- Кто из богословов и писателей оказал на вас наибольшее влияние? 
- На первом месте я должен назвать Вл. Соловьева. Хотя многие его воззрения я не разделял, но он был моим настоящим учителем. А уже после него я изучал труды представителей русской религиозной философии. Бердяеву, Флоренскому, Булгакову, Франку, Лосскому и др. я очень многим обязан. Из западных авторов в начале моих занятий наибольшее влияние на меня оказали европейские философы докантовского периода, а также Бергсон и Кр. Доусон. Впоследствии, познакомившись с трудами Тейяра де Шардена, я обнаружил в его идеях много для меня близкого. Среди Отцов Церкви излюбленными остаются Апологеты, Климент Александрийский и Григорий Богослов. 
- Много ли храмов вам пришлось сменить? Мы слышали, что вас подвергали преследованиям. Верно ли это? 
- Я служил всего в четырех храмах. (В одном - дьяконом, в трех - священником.) По нынешним временам это немного. Служил я всегда под Москвой. Некоторые неприятности у меня действительно бывали. В частности, нападки в прессе, обыски и слежка. Но прямым преследованиям я до сих пор не подвергался. 
- А почему? Ведь говорят, что всем активным священникам у вас приходится нелегко. 
- Я не могу вам ничего определенного ответить. Ведь это не от меня зависело. Но, может быть, здесь сыграло роль то, что я приобрел некоторую известность в заграничных церковных кругах. Кроме того, я старался не выходить в своей деятельности за чисто церковные рамки. 
- Вы что же, противник демократического движения? 
- Этот термин слишком туманный. Вообще я, разумеется, уважаю всякую честность и смелость. Но считаю, что мне лично хватает моего непосредственного дела. Кроме того, я убежден, что свобода должна вырастать из духовной глубины человека. Никакие внешние перемены не дадут ничего радикально нового, если люди не переживут свободу и уважение к чужим мнениям в собственном опыте. 
К сожалению, многие из тех, кто называл себя “демократами”, по психологии своей были, скорее, диктаторами. 
- Верите ли вы в будущность Православия в России? 
- Безусловно. Но мне кажется, что мы не должны “плыть по течению”, а честно и вдумчиво решать все проблемы, которые ставит перед нами время. Конечно, условия сейчас сложные, но тем не менее трудно отказаться от мысли, что кое-что в нашей церковной практике, канонах и богословии должно быть пересмотрено и углублено. Это не мое только мнение: его разделяют немало епископов, священников и мирян в нашей Церкви. 
- А как вы расцениваете работы о. С. Желудкова? 
- Я высоко ценю его стиль, и мне близко его желание критически переосмыслить наше наследие. Но его крайних взглядов я никогда не разделял, как и взглядов церковных консерваторов. Мне думается, что верный путь лежит, как всегда, где-то посередине. 
- А как вы относитесь к Солженицыну? 
- Я не политик. Но хочу надеяться, что, когда утихнут страсти, связанные со “злобой дня”, его огромная роль будет оценена даже его противниками. Что касается религиозных мотивов в его творчестве, то для меня это - знамение времени. Думаю, это далеко не случайно, что выдающиеся русские писатели нашего столетия, такие, как Солженицын, Пастернак, Булгаков, Максимов и др., обращаются к христианству, к его учению и этике. 
- Каково должно быть, по вашему мнению, отношение христианства к современности? 
- Я не сочувствую попыткам создать “секулярное христианство”, которые кое-где предпринимаются на Западе. Путь компромисса, связанный с именем еп. Робинсона и других “модернистов”, ничего “модерного” не содержит. Все это очень наивно, поверхностно. Просто люди заворожены и оглушены “духом века сего”. Это далеко не ново и пройдет, как всякая мода. С другой стороны, я не могу смотреть на Церковь как на реликт прошлого. Христианин в современном мире - в этих словах заключена целая программа. Мы должны быть людьми современными, в хорошем смысле слова, и не страдать ностальгией по прошлому, но при этом оставаться настоящими христианами по духу, взглядам и жизни. Это трудно. Но это - почетная задача, возложенная Богом на нынешние поколения. 
- Не думаете ли вы, что техническая цивилизация угрожает христианству? 
- Она угрожает не христианству, а людям вообще. Евангелие же, как и во все века, остается вечным призывом Христа к нам. Церковь основана не людьми. Тот, Кто ее основал, предсказывал наступление трудных дней борьбы. Но Он - Победитель “мира сего”, и в этом для нас залог надежды. Камень, на котором стоит Церковь, не может быть сдвинут. То, что Христос поставил перед миром как задачу, не в состоянии осуществить какая-либо одна или несколько цивилизаций. Они проходят чередой, лишь частично реализуя евангельский идеал. Поэтому я думаю, что история Церкви только начинается. Мы еще дети, несмотря на века, прошедшие со дня Пятидесятницы. Впрочем, что такое для Бога и истории эти 2000 лет? 
- Я слышал, что вы по происхождению еврей. Не считаете ли вы, что, являясь христианином, вы порвали со своим народом? 
- Ни в какой мере. Свою принадлежность к народу Божию я воспринимаю как незаслуженный дар, как знак дополнительной ответственности перед Богом. Он призвал Израиль на служение Себе, и его история - Священная История. Она продолжается и поныне. Если большинство моих единоплеменников не приняли христианства, то это лишь очередная глава в драме, совершающейся между Богом и миром. Она началась еще в библейские времена. Совершается она и среди других народов. Ведь многие из них частично отошли от христианства. Я счастлив, что могу своими слабыми силами служить Богу Израилеву и Его Церкви. Для меня Ветхий и Новый Завет неразделимы. Впрочем, это бесспорный тезис в христианском богословии. 
Как христианину и просто по натуре мне глубоко чужд любой шовинизм. Я ценю и люблю культуру, в которой вырос и которая так много мне дала, но ни на минуту не забываю о той ответственности и призвании, которые возлагает на меня принадлежность к Израилю. 
- А как вы в качестве православного относитесь к другим исповеданиям? 
- Отношение мое сложилось не сразу. Но путем долгих размышлений, контактов и исследований я пришел к убеждению, что Церковь по существу едина и разделили христиан главным образом их ограниченность, узость, грехи. Этот печальный факт стал одной из главных причин кризисов в христианстве. Только на пути братского единения и уважения к многообразным формам церковной жизни можем мы надеяться вновь обрести силу, мир и благословение Божие.

конец!