Путь к Сретению

15 февраля 2016
Сретение Господне. Встреча. Одно из первых событий в жизни недавно родившегося Младенца Христа
Сретение Господне. Икона, 1408 год. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей. Фрагмент
Сретение Господне. Икона, 1408 год. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей. Фрагмент

Обычно мы воспринимаем этот праздник как совершенно самостоятельный, требующий и особого размышления, и даже каких-то вопросов к себе. Ведь в этом узнавании Бога в маленьком Мальчике – целая история народа, ожидавшего Мессию многие сотни лет.

Однако на самом деле Сретение – это еще и завершающий аккорд целого Рождественского цикла, празднуемого церковью с древнейших времен. Об этом замечательно умеет рассказать Юрий Иванович Рубан - кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент Минской духовной академии. В Петербурге он известен прежде всего своими лекциями и многочисленными публикациями по эортологии, то есть на тему о церковных праздниках. Он обладает удивительным свойством – многогранно и при этом просто рассказывать о сути каждого из них. Не так давно в петербургском культурно-просветительском центре «Покровский остров» он прочитал лекцию «От Рождества до Сретения» и рассказал о связи этих двух, казалось бы, настолько удаленных друг от друга праздничных дней.

Юрий Рубан
Юрий Рубан

В древности в календаре Иерусалимской церкви у праздника Сретение даже не было собственного названия – он назывался «Сороковым днем от Епифании» (Богоявления). В то время (IV-V вв.) на востоке еще не было и отдельного праздника Рождества Христова, а день Богоявления (Епифании) был днем празднования одновременно и Рождества Христова, и Крещения Господня, и даже Благовещения, чуда в Кане Галилейской и умножения пяти хлебов (у африканских христиан).

Именно в этот день крестили катехуменов, просвещаемых, которые в течение нескольких лет к нему готовились - входили в традицию и изменяли в соответствии с Христовой верой свою жизнь. Может быть, еще и поэтому праздник Богоявления, в который просвещаемые входили в Церковь, часто назывался Просвещением, Днем светов. Сейчас самым заметным богослужебным моментом, оставшимся с тех времен, является известное даже для неверующих освящение воды на Крещение, которую освящали в связи с крещением катехуменов.

Завершались торжества праздника Богоявления через 40 дней. Самое древнее свидетельство об этом принадлежит паломнице Этерии (IV в.). Она описывает этот праздник в Иерусалиме так: «Сороковой день от Епифании празднуется здесь с большой честью. В этот день бывает процессия в Анастасис (храм Гроба Господня), и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив всё по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст».

Так в церковной традиции завершается празднование величайшего факта всемирной истории, ее нового начала - вошедшей в мир тайны спасения, явленной в воплощении Бога в этом мире. Неслучайно и сегодня во всем мире началом новой эры принято считать именно рождение Христа, а не что-либо иное (пусть эта дата и удалена от реального года Его рождения на 4-5 лет). До сих пор христиане всего мира в эти дни, начиная от Рождества и до Сретения, размышляют над тайной «Слова, ставшего плотью», над тайной встречи не только Симеона со Христом, но и той Встречи, которой в глубине сердца ждет каждый человек.

Встреча с Юрием Ивановичем Рубаном завершилась, а мы еще долго вспоминали сказанное, читали его книгу «От Рождества до Сретения. Праздники Рождественского цикла» и думали о том, как много Церковь открывает нам в своих праздниках, в богослужении – лишь бы мы умели это понимать.

Анастасия Наконечная
Фото Елены-Алены Терешко
загрузить еще