Обычно мы воспринимаем этот праздник как совершенно самостоятельный, требующий и особого размышления, и даже каких-то вопросов к себе. Ведь в этом узнавании Бога в маленьком Мальчике – целая история народа, ожидавшего Мессию многие сотни лет.
Однако на самом деле Сретение – это еще и завершающий аккорд целого Рождественского цикла, празднуемого церковью с древнейших времен. Об этом замечательно умеет рассказать Юрий Иванович Рубан - кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент Минской духовной академии. В Петербурге он известен прежде всего своими лекциями и многочисленными публикациями по эортологии, то есть на тему о церковных праздниках. Он обладает удивительным свойством – многогранно и при этом просто рассказывать о сути каждого из них. Не так давно в петербургском культурно-просветительском центре «Покровский остров» он прочитал лекцию «От Рождества до Сретения» и рассказал о связи этих двух, казалось бы, настолько удаленных друг от друга праздничных дней.
В древности в календаре Иерусалимской церкви у праздника Сретение даже не было собственного названия – он назывался «Сороковым днем от Епифании» (Богоявления). В то время (IV-V вв.) на востоке еще не было и отдельного праздника Рождества Христова, а день Богоявления (Епифании) был днем празднования одновременно и Рождества Христова, и Крещения Господня, и даже Благовещения, чуда в Кане Галилейской и умножения пяти хлебов (у африканских христиан).
Именно в этот день крестили катехуменов, просвещаемых, которые в течение нескольких лет к нему готовились - входили в традицию и изменяли в соответствии с Христовой верой свою жизнь. Может быть, еще и поэтому праздник Богоявления, в который просвещаемые входили в Церковь, часто назывался Просвещением, Днем светов. Сейчас самым заметным богослужебным моментом, оставшимся с тех времен, является известное даже для неверующих освящение воды на Крещение, которую освящали в связи с крещением катехуменов.
Завершались торжества праздника Богоявления через 40 дней. Самое древнее свидетельство об этом принадлежит паломнице Этерии (IV в.). Она описывает этот праздник в Иерусалиме так: «Сороковой день от Епифании празднуется здесь с большой честью. В этот день бывает процессия в Анастасис (храм Гроба Господня), и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив всё по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст».
Так в церковной традиции завершается празднование величайшего факта всемирной истории, ее нового начала - вошедшей в мир тайны спасения, явленной в воплощении Бога в этом мире. Неслучайно и сегодня во всем мире началом новой эры принято считать именно рождение Христа, а не что-либо иное (пусть эта дата и удалена от реального года Его рождения на 4-5 лет). До сих пор христиане всего мира в эти дни, начиная от Рождества и до Сретения, размышляют над тайной «Слова, ставшего плотью», над тайной встречи не только Симеона со Христом, но и той Встречи, которой в глубине сердца ждет каждый человек.
Встреча с Юрием Ивановичем Рубаном завершилась, а мы еще долго вспоминали сказанное, читали его книгу «От Рождества до Сретения. Праздники Рождественского цикла» и думали о том, как много Церковь открывает нам в своих праздниках, в богослужении – лишь бы мы умели это понимать.