«Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя»

Может ли личность всерьез противостоять распространению зла? Такой непростой вопрос обсуждали 31 октября в Москве на встрече по случаю Дня памяти жертв политических репрессий, организованной Воскресенским и Благовещенским малыми православными братствами.

На экране – образ «идеального человека» советского времени: труженик-передовик, спортсмен, солдат, марширующий по плакатной стране. И уже даже не совсем понятно – это Советская Союз или фашистская Германия? Тоталитаризм стирает географические границы, его античеловеческая и безбожная суть везде одна, и от нее никуда не спрятаться и не убежать. Видеоклип на музыку и стихи Михаила Щербакова «Фридрих идет» с использованием живописных работ Дейнеки и художников Третьего рейха, показанный в начале встречи, задал всему вечеру особое настроение.

Что такое личное противостояние злу? Ведущие вечера – декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института Маргарита Шилкина и член Благовещенского братства Татьяна Авилова предложили искать ответ с точки зрения антропологической катастрофы, разрушительные последствия которой сказываются на нас независимо от того, осознаем мы это или нет.  Мы продолжаем нести в себе «Лубянку» сквозь века. Но, между тем, всегда были люди, которые умели противостоять злу. Солженицын писал, что в лагере находились те, кто говорил: «Зло будет распространяться, но не через меня!» Где они брали силы на это? Как человек может противостоять аду, из которого нет внешнего выхода? Как остаться человеком? На чей опыт мы можем опираться?

Этим вечером зал услышал имена многих людей, которые являются таким примером – кто-то в масштабах целой страны, кто-то для нескольких родственников, сохранивших то немногое, что можно было сохранить – память о человеке.

Татьяна Тыртыш предложила взглянуть на опыт самого А.И. Солженицына, который, не стараясь сохранить свою жизнь, не только сберег и свою душу, и свою духовную жизнь, и физическую, но и сумел сказать правду.

Заведующая библиотекой СФИ Валерия Волкова поделилась свидетельством о своих репрессированных родственниках: супругах Неймарк. Ефима расстреляли в 1938 году. Его жена Сарра, уже зная, что муж погиб, все-таки продолжала отстаивать его невиновность. И 16 декабря 1940 года ее убили в лагере.

Присутствовавшая на встрече писательница Надежда Муравьева рассказала историю своего двоюродного дедушки, талантливого смоленского поэта Владимира Игнатьевича Муравьева. Он много лет провел в лагере, затем в ссылке. В Тынде ему удалось создать литературный клуб, существующий и сегодня, где хранят память о нем. Жизнь в ссылке была очень тяжелой, от поэта отказалась жена (что было распространено тогда). Он не выдержал, спился и умер. Сегодня память о Владимире Игнатьевиче стала для внуков источником постоянно действующей творческой силы живого слова.

Лариса Аккуратова провела целое исследование в Кишиневе и Одессе о своем роде Беляковичей, сделавших много доброго в Аккермане и много страдавших от советского режима. Ее отец – Олег Борисович Белякович-Рашковский из-за ранения на войне 30 лет пролежал парализованным без дара речи. 13 октября 2008 года он умер, и именно в этот день, спустя два года после смерти, благодаря архивам, Лариса смогла найти дом, из которого он восемнадцатилетним уходил на фронт.

В своих воспоминаниях Ольга Черенкова коснулась «обыкновенных вещей» из истории своей семьи. Ее отец, офицер, на предложение сотрудничать с органами, ответил: «Чего не могу, того не могу, как хотите». А мама, которую упорно двигали в председатели профкома закрытого института, никак не могла аргументировать свой отказ, и уже перед самыми выборами сказала: «Вы понимаете, если меня выберут, я ведь действительно буду бороться за права трудящихся». Вопрос был снят. Большой друг их семьи, Байбаков, работал в Свердловске на заводе. Тогда вышел указ, что за опоздание на десять минут – в лагеря. И люди вдруг стали опаздывать именно на десять минут. Тогда он купил радиоприемник, потратив всю получку, и включил сигналы точного времени Москвы. Эти сигналы на весь завод прозвучали в девять утра, в то время как все часы на заводе показывали девять часов десять минут и тем самым спасти десятки людей.

Небольшие фрагменты из фильма «Житие Евфросинии Керсновской» рассказали о том, как человек может не изменять себе и своему слову. Татьяна Авилова напомнила ставшую крылатой фразу Керсновской: «Человек стоит столько, сколько стоит его слово» и принцип ее жизни, такой же, как у Жанны Д’Арк: «Поступай по правде, а дальше будь что будет». Евфросиния Керсновская несчетное число раз смотрела в глаза смерти и готова была умереть, только бы не изменить своему слову, и каждый раз Господь спасал ее. Возможно, именно здесь кроется разгадка, как можно преодолеть страх. Но остается вопрос, где брать силы на то, чтобы оставаться до конца честным.  И если Евфросиния Керсновская была воспитана в интеллигентной дворянской семье и с молоком матери впитала элементарные правила жизни, то нам труднее, потому что надо делать сознательные шаги против парализующего страха.

Виктория Эдуардовна Калинина вспомнила детские годы, проведенные на Лубянке в Варсонофьевском переулке, где располагалась лаборатория по изготовлению ядов для убийств. Она хорошо помнит тяжелую атмосферу, разобщенность и страх, царившие в этом районе, оккупированном огромными домами НКВД. Из окон квартиры был виден гараж, из которого днем и ночью выезжали черные машины, и только спустя годы она узнала, с какой целью и за кем спешили «воронки». Все это очень сильно повлияло на характер и отношения с людьми, и только после крещения, в Церкви, началось очищение, прозрение и понимание того, что было в нашей стране и что было с людьми, потерявшими способность видеть реальность.

Особенно ярко прозвучали на встрече слова  из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя» (Сир. 4:32). Они всерьез становятся реальностью, если человек живет по правде.

– В годы Красного террора система давила на людей, но во многих еще в какой-то степени оставались плоды христианской культуры. А мы – наследники этих 70 лет, – сказала главный редактор православной газеты «Кифа» Александра Колымагина. – Часто люди, жившие в 30-е годы, поступали более человечно, чем наследники советской эпохи, живущие в более свободные времена. Это задача для нас: видеть несвободу и страх, и выходить из этого самим и помогать людям вокруг нас.

Декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская напомнила о стихотворении  Осипа Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…». Тема памяти о жертвах репрессий необычайно важна для нас, потому что обращает не только к прошлому, но и к настоящему. Нам нельзя совершать те же ошибки, которые привели нашу страну к антропологической катастрофе. Нам нельзя и дальше нести в себе страшный образ человека, не чувствующего страны, ведь мы отвечаем не только за себя. Спасением от этого может быть только Крест и Воскресение Христовы. Как говорить об этом с молодежью? Как можно передать память, не превратив ее в пустую информацию?  Возможно, здесь может помочь «педагогика благоговения» (по определению философа Александра Филоненко) как возможность личного благоговейного отношения к памяти с обеих сторон: и тех, кто ее воспринимает, и тех, кто ее хранит и передает.

Встреча продолжалась около четырех часов, было очевидно, что серьезный разговор об антропологической катастрофе только начался, он актуален для каждого, и необходимо снова и снова возвращаться к нему, каждый раз совершая усилие ума, сердца и памяти, обретая силы к обновлению и возрождению Человека.

Валерия Волкова
Фото Б.Левицкого
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще